По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 19.12.2014 по делу N 2-2004/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Решения Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 29.12.2011 N 242 "Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района" в части установления значения коэффициента К2 для земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Травниковского сельского поселения>



ЧЕБАРКУЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу № 2-2004/2014

Чебаркульский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Филатовой Л.Е.,
при секретаре П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "П" об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

ООО "П" обратилось в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, которое позднее уточнили (л.д. 138 - 142).
В обоснование заявления указано, что пунктом 1 Решения Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 29.12.2011 года № 242 "Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района" установлены значения коэффициентов К1, К2, К3. В приложении № 2 значение коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка на территории Чебаркульского муниципального района, применяемого для определения размера арендной платы, в отношении земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Травниковского сельского поселения, установлено в размере "10". Решение в части установления этого коэффициента нарушает права и свободы заявителя. ООО "П" является арендатором земельного участка, расположенного в Чебаркульском районе в 20 метрах на северо-запад от д. Малково, включенного в Травниковское сельское поселение. Расчет арендной платы произведен с применением коэффициента К2 со значением "10". Согласно приложению № 2 к решению Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района, которое действовало до принятия оспариваемого решения, такой коэффициент имел значение "2,5". Оспариваемым решением коэффициент был поднят в 4 раза. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. К ним отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которым отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. В связи с повышением коэффициента в 4 раза, можно подразумевать, что доходность сданного в аренду земельного участка также увеличилась в 4 раза, доказательства доходности отсутствуют.
Просит признать недействующим со дня принятия Решение Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 29.12.2011 года № 242 "Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района" в части установления значения коэффициента К2 для земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Травниковского сельского поселения.
Представитель заявителя ООО "П" М.А. заявление поддержал по основаниям, указанным в нем. Дополнительно пояснил, что сайт, на котором было размещено решение, не является средством массовой информации, следовательно, решение не опубликовано, в экономическом обосновании должны быть методы расчета коэффициента.
Представитель Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района Б.Ю. заявление посчитала необоснованным. Пояснила, что нормативный акт был опубликован в соответствии с Уставом, имеется экономическое обоснование установления коэффициентов.
Выслушав пояснения участников процесса, допросив свидетеля, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям:
Установлено, что 29.12.2011 года Собранием депутатов Чебаркульского муниципального района принято решение № 242 "Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района" (л.д. 97 - 101).
Приложением № 2 к этому решению установлено значение коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка на территории Чебаркульского муниципального района, применяемые для определения размера арендной платы, в частности, установлено значение коэффициента К2 для земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Травниковского сельского поселения в размере "10".
В соответствии со ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
Согласно пункту 4 статьи 22 Устава муниципального образования "Чебаркульский муниципальный район" (далее Устав), решения Собрания депутатов муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием решения Собрания депутатов муниципального района считается публикация полных их текстов в газете "Южноуралец" либо размещение на официальном сайте Администрации муниципального района в сети Интернет. Обнародованием решений Собрания депутатов муниципального района считается размещение их полного текста на информационных стендах Чебаркульского муниципального района (л.д. 73 - 96).
Решение Собрания депутатов было опубликовано путем размещения на сайте Администрации Чебаркульского муниципального района: www.ch-adm.ru в разделе "Собрание депутатов", вкладка "Решения собрания" 29.12.2011, что подтверждается справкой Главы Чебаркульского муниципального района с приложением копии опубликованного текста решения (л.д. 147 - 153).
Суд не принимает во внимание доводы представителя заявителя об обязательном размещении текста нормативного акта на информационных стендах. Поскольку эти доводы основаны на неверном толковании положений Устава Чебаркульского муниципального района, которым прямо предусмотрено два вида опубликования: в газете "Южноуралец" или на сайте Администрации, дополнительного размещения на информационных стендах не требуется.
Также суд не принимает во внимание доводы представителя заявителя о том, что сайт должен быть зарегистрирован как средство массовой информации, сайт Администрации не является СМИ, следовательно, решение не опубликовано. Поскольку порядок опубликования нормативных правовых актов Чебаркульского муниципального района определен Уставом, положения которого не признаны противоречащими законодательству, данным Уставом не предусмотрено, что сайт, на котором публикуются нормативные правовые акты, должен быть средством массовой информации. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено, что сайты органов местного самоуправления должны быть зарегистрированы в качестве средств массовой информации.
Доводы представителя заявителя о возможности изменения на сайте даты публикации основаны на его личных предположениях и не подтверждаются никакими допустимыми достоверными доказательствами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Устава, решения по другим вопросам принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов.
Пунктом 1 статьи 18 Устава определено, что Собрание депутатов Чебаркульского муниципального района состоит из 24 депутатов.
Из представленного в суд Протокола 21-го заседания Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района четвертого созыва от 29.12.2011 года следует, что на нем присутствовало 19 депутатов из 24 депутатов, по восьмому вопросу повестки дня "Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района" решение было принято единогласно (л.д. 159 - 163).

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2011 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно "Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 года, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением тех земельных участков, размер арендной платы за использование которых определяется в порядке, установленном федеральным законодательством, на территории Челябинской области в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен Законом Челябинской области № 257-ЗО от 24.04.2008 года "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее Закон области).
Пунктом 1 статьи 1 Закона области установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - арендная плата), определяется по формуле:



- размер арендной платы;

- кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

- ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка (в процентах);
- коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора;
- коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;
- коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Законе Челябинской области от 24.04.2008 № 257-ЗО статья 7 отсутствует, имеется в виду подпункт 7 пункта 2 статьи 1.
------------------------------------------------------------------
Согласно статье 7 Закона области, значения коэффициента К2 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,5 до 10 в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района.
Представителем Собрания депутатов представлено в суд Экономическое обоснование установления коэффициентов К1, К2, К3 при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района в 2012 году, от 20.12.2011 года (л.д. 102 - 119).
Экономическое обоснование подготовлено начальником отдела экономики Администрации Чебаркульского муниципального района П.Л. и начальником отдела земельных отношений Управления муниципальной собственности Чебаркульского района Ш.С.
Кроме этого, имеется Пояснительная записка к Экономическому обоснованию, составленная начальником отдела земельных отношений УМС Ш.С., от 29.12.2011 года (л.д. 156 - 158).
В Экономическом обосновании указано, что для расчета арендной платы применяется коэффициент К2 - коэффициент местоположения, который характеризует увеличение арендной платы за счет совместного влияния на повышение коммерческой привлекательности земельного участка основных магистралей и локальных центров, влияющих на коммерческую привлекательность земель Чебаркульского муниципального района.
В соответствии с принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, с учетом применения понижающих значений коэффициента К1, в целях недопущения снижения доходов Чебаркульского района от арендной платы за землю предлагается повысить значение коэффициента К2.
В соответствии с принципом комплексного подхода к изменению коэффициентов с учетом увеличения кадастровой стоимости земли, в целях недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей, с учетом применения для расчета арендной платы понижающих значений коэффициента К1 и повышающих значений коэффициента К2, предлагается установить понижающее значение коэффициента К3.
В Экономическом обосновании приводится сравнительный анализ арендной платы за землю по основным видам деятельности за 2011 год и за 2012 года (с учетом рекомендуемых коэффициентов), также приводится анализ влияния рекомендуемых значений коэффициентов К1, К2, К3 на базовую ставку арендной платы и на размер арендной платы на 2012 год в сравнении с арендной платой в 2009 - 2011 годах.
В Пояснительной записке к Экономическому обоснованию указано, что обоснованию установления предлагаемых значений коэффициента К2 отвечает наличие следующих факторов: Чебаркульский район является привлекательным местом для проживания и ведения бизнеса, т.к. имеет разветвленную транспортную сеть (н-р: федеральная трасса М-5 "Урал" проходит через весь район), хорошую экологию. Такие населенные пункты как с. Непряхино, с. Кундравы, д. Верхние Караси, д. Сарафаново, д. Боровое, Д. Малково расположены на берегах красивейших водных объектов: озеро Б. Сунукуль, озеро Кундравинское, озеро Б. Еланчик, озеро Чебаркуль, удобно расположены относительно областного центра и г. Чебаркуль. На территории района расположены уникальные памятники природы: Варламовский государственный природный заповедник, Травниковский бор, Варламовский бор, Чебаркульский бор, озера В. Кисегач и Еловое. На территории района открыты месторождения мрамора, гранита, диорита, гальки, россыпного золота, лечебных грязей, кирпичных глин, что положительно сказывается на возможности создания новых добывающих и перерабатывающих предприятий и развитии существующих.
Судом в качестве свидетеля допрошена начальник отдела земельных отношений УМС Чебаркульского района Ш.С.
Свидетель пояснила суду, что при определении значения коэффициента К2 исходили из коммерческой и инвестиционной привлекательности, смотрели расположение района, наличие дорог, экологию, при увеличении значений коэффициента К2 снизили коэффициенты К1 и К3.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая изложенное, суд считает, что оснований для признания недействительным решения Собрания депутатов не имеется. Поскольку оно было принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, решение было опубликовано в соответствии с Уставом муниципального образования. Установленный коэффициент К2 соответствует предельно возможному значению коэффициента, установленному Законом Челябинской области, при этом имеется экономическое обоснование установления такого значения коэффициента.
Суд не принимает во внимание доводы представителя заявителя о том, что в Экономическом обосновании должны содержаться методы расчета коэффициента. Поскольку действующим законодательством не установлены какие-либо конкретные требования к форме или содержанию экономического обоснования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "П" о признании недействующим со дня принятия Решения Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 29.12.2011 года № 242 "Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района" в части установления значения коэффициента К2 для земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Травниковского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебаркульский городской суд.

Председательствующий


------------------------------------------------------------------