По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Челябинского областного суда от 24.12.2014 по делу N 3-255/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 28.04.2011 N 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области">



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу № 3-255/2014

Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Свинцовой Г.В. при
секретаре Гильметдиновой А.В. с участием
прокурора С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании Закона Челябинской области от 28.04.2011 № 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" недействующим в части,

установил:

В., являющийся участником боевых действий на территории Республики Афганистан, ветераном боевых действий, обратился в Челябинский областной суд с заявлением о признании Закона Челябинской области от 28.04.2011 № 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" недействующим в части п. 5 ч. 1 ст. 1.
В обоснование требований указал, что оспариваемая им часть нормативного правового акта противоречит п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", нарушает принцип равенства всех перед законом и его право на равный доступ к социальному обеспечению; органы законодательной власти Челябинской области нарушили правовые гарантии социальной защиты ветеранов боевых действий, воевавших в республике Афганистан.
В судебном заседании заявитель В. участие не принимал, не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие. Представитель В. - О. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Законодательного Собрания Челябинской области - Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указала, что оспариваемый Закон направлен на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации, предоставленных пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ; дополнительных мер социальной поддержки ветеранов боевых действий не содержит, не противоречит федеральному законодательству, не влечет нарушение прав заявителя, просила отказать заявителю в удовлетворении требований.
Выслушав представителя заявителя В. - О., представителя заинтересованного лица Законодательного Собрания Челябинской области Б., проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора прокуратуры Челябинской области С. о необходимости отказать заявителю в удовлетворении требований, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Следовательно, проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актами, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (ч. 3 ст. 246, ст. 248, ч. 8 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьями 37 и 39 Устава Челябинской области Законодательное Собрание Челябинской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области, решения которого оформляются законами и постановлениями.

Согласно пункту 14 части 3 статьи 2 Закона Челябинской области от 28.02.2006 г. № 1-ЗО "О Законодательном Собрании Челябинской области" законом области регулируются вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) области и законами области к ведению и полномочиям области.
До вступления в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" предусматривал такую меру социальной защиты ветеранов боевых действий как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статья 16 Федерального закона "О ветеранах") такая мера социальной поддержки как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства исключена.
Согласно части 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Частью 2 настоящей статьи установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации полномочий, предоставленных статьей 28 Земельного кодекса РФ, представительным органом Челябинской области принят Закон Челябинской области от 28 апреля 2011 года № 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области".
Закон Челябинской области от 28.04.2011 № 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" (действующего в редакции от 28.03.2013 г.) опубликован в издании "Южноуральская панорама" № 122, 17.05.2011 (спецвыпуск № 37).
На день рассмотрения дела оспариваемый Закон области действует в редакции с учетом изменений, внесенных Законом Челябинской области от 28.11.2013 № 596-ЗО, который официально опубликован в издании "Южноуральская панорама" № 192, 14.12.2013 (спецвыпуск № 46).
Как следует из преамбулы, настоящий Закон в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации дополнительно к случаям, предусмотренным федеральными законами, устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке.
Статьей 1 Закона Челябинской области от 28.04.2011 № 121-ЗО предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянным местом жительства которых является Челябинская область, в собственность бесплатно. Указанные земельные участки предоставляются:
1) гражданам, проживающим в границах территорий сельских населенных пунктов, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) многодетным семьям, в том числе неполным семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
3) молодым семьям, в которых возраст хотя бы одного из супругов на дату подачи заявления не превышает 35 лет, имеющим одного или более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), в том числе неполным семьям, состоящим из одного родителя (опекуна, попечителя), возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного или более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
4) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства граждан на строительство (создание) многоквартирных домов, в результате чего строительство остановлено и (или) граждане не могут оформить права на жилые помещения в многоквартирных домах, внесенным органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов и соответствующим следующим требованиям:
а) заключение до 1 января 2011 года договора участия в долевом строительстве или иного договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на основании которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся многоквартирном жилом доме, расположенном на территории Челябинской области, который на момент привлечения денежных средств граждан не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
б) осуществление гражданином в полном объеме оплаты по договору участия в долевом строительстве;
в) неудовлетворение застройщиком или лицом, привлекшим денежные средства гражданина на строительство (создание) многоквартирного дома, требования о передаче в собственность оплаченного жилого помещения или возврате денежных средств, уплаченных по договору участия в долевом строительстве, признанному судом или арбитражным судом недействительным или незаключенным;
г) гражданин не реализовал свое право на оказание государственной поддержки в виде предоставления по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Челябинской области в соответствии с Законом Челябинской области "О порядке предоставления по договорам социального найма отдельным категориям граждан жилых помещений государственного жилищного фонда Челябинской области" или единовременной социальной выплаты в соответствии с Законом Челябинской области "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства граждан на строительство (создание) многоквартирных домов на территории Челябинской области";
5) лицам, проходившим военную службу в Чеченской Республике, на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан и получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Суд, проанализировав положения статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, нежели оспариваемые положения закона Челябинской области, приходит к выводу о том, что противоречие между приведенным положением пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса и оспариваемыми положениями закона Челябинской области отсутствуют.
Установление возможности предоставления земельного участка лицам, проходившим военную службу в Чеченской Республике, на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан и получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, не вступает в противоречие с приведенными положениями Федерального закона.
Статьей 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" в том числе и пунктом 1 части 1 данной статьи, на которую ссылается заявитель в обоснование заявления, установлены категории граждан, которые относятся к ветеранам боевых действий. При этом данная правовая норма не устанавливает меры социальной поддержки для ветеранов, в том числе и возможность бесплатного предоставления им земельных участков.
Напротив, пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет возможность субъекту Российской Федерации в своем законе определить дополнительные случаи предоставления земельных участков и порядок их предоставления.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляются на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, к числу которых рассматриваемый случай не относится.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина. В этом случае исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления только в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с Земельным кодексом РФ продажа земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, не предусмотрено преимущественное предоставление земельных участков для жилищного строительства для отдельных категорий граждан, равно как и в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Федеральный закон "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 28.06.2014 г. № 200-ФЗ, действующей на момент рассмотрения судом дела, а также в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 426-ФЗ, вступающей в силу с 03.01.2015 г., не содержит меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде бесплатного предоставления земельных участков для жилищного строительства.
Поскольку Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривают бесплатного предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство ветеранам боевых действий, поэтому ссылка заявителя на нормы п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах" не свидетельствует об обоснованности заявленных требований и нарушению принципа равенства всех перед законом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый правовой акт принят Законодательным Собранием Челябинской области в пределах его полномочий и не противоречит федеральному законодательству, в том числе Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и не нарушает предусмотренных законом прав В.
Доводы В. в обоснование заявления сводятся к отсутствию правового регулирования в пункте 5 части 1 статьи 1 оспариваемого им Закона области, касающегося возможности бесплатного предоставления земельных участков такой категории граждан из числа ветеранов, являющихся участниками боевых действий, которые воевали в республике Афганистан. При этом заявитель ошибочно отождествляет категорию лиц, проходивших военную службу в Чеченской Республике, на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, с категорий лиц, отнесенных к ветеранам боевых действий.
Вместе с тем, из анализа положений оспариваемого Закона области от 28.04.2011 № 121-ЗО следует, что он не регулирует дополнительные меры социальной поддержки ветеранам, в том числе и ветеранам боевых действий.
Оспариваемая заявителем правовая норма повторяет норму пункта "г" статьи 3 Закона Челябинской области "О дополнительных мерах защиты лиц, проходивших военную службу в Чеченской республике, на территории государства Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", обеспечивает сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных лиц, установленного Законом Челябинской области от 14.03.1998 № 37-ЗО "О дополнительных мерах социальной защиты лиц, проходивших военную службу в Чеченской Республике, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", который утратил силу в связи с принятием Закона Челябинской области от 20.12.2012 № 431-ЗО и также не регулировал дополнительные меры социальной защиты ветеранов боевых действий.
Ссылка заявителя на решение Челябинского областного суда от 06.04.2011 по делу № 3-37/2011 несостоятельна, поскольку оно принято судом по иным обстоятельствам и не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Таким образом, оспариваемая В. правовая норма не противоречит федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В. в удовлетворении заявления о признании пункта 5 части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 28.04.2011 № 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" недействующим отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Челябинский областной суд.

Председательствующий
Г.В.СВИНЦОВА


------------------------------------------------------------------