По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.01.2014 по делу N А76-23524/2013 <О признании недействующим пункта 10 Приложения N 1, утвержденного Решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 N 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного от 14.11.2011 N 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2014 г. по делу № А76-23524/2013

Арбитражный суд Челябинской области под председательством судьи Бастена Д.А., судей Костылева И.В., Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Игошевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Торгово-промышленная фирма "Заря" к Собранию депутатов Трехгорного городского округа, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Трехгорного, при участии в деле Прокурора Челябинской области о частично недействующем решении от 07.11.2012 № 113, при участии в заседании от заявителя: Лукиной И.М. представителя по доверенности от 01.12.2013; от Прокурора Челябинской области: Москвитина Н.Н.

установил:

открытое акционерное общество "Торгово-промышленная фирма "Заря" (далее по тексту заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Собранию депутатов Трехгорного городского округа (далее по тексту ответчик, Собрание депутатов) о признании недействующим решения от 07.11.2012 № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного от 14.11.2011 № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа" в части утверждения в пункте 10 приложения № 1 пятикратной налоговой ставки для предприятий коммунального хозяйства и бытового обслуживания: бани, прачечные, фотографии, ателье, парикмахерские, ремонт обуви, проката (л.д. 2 - 5 т. 1).
Определением суда от 04.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Трехгорного (л.д. 146 - 148 т. 1).
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что после принятия оспариваемого нормативного правового акта, заявитель вынужден уплачивать арендную плату за земельный участок с кадастровым номером 74:42:0103002:13, арендатором которого заявитель является на основании договора аренды от 15.12.2009 № 203 и соглашения к договору от 03.06.2010 № 1, с использованием коэффициента "пятикратная налоговая ставка". Считает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта отсутствовало экономическое обоснование увеличения размера арендной платы.
Представитель прокурора считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. В материалы дела представлен отзыв.
Представитель ответчика, а также представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены с соблюдением требований ст. ст. 121 - 123 АПК РФ, а потому в силу ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителей указанных лиц (л.д. 3 - 4 т. 2).
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, заслушав представителей заявителей, ответчика, суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.
Материалами дела установлено, Собранием депутатов города Трехгорного Челябинской области было принято решение от 14.11.2011 № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа".
Приложением № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа утвержден размер арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков и разрешенного вида использования (целевого назначения) земельных участков. Всего Приложение № 1 содержит 20 видов разрешенного использования земельных участков.
Данное приложение № 1 применяется к расчету арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности рассчитывается в соответствии с п. 28 Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа по следующей формуле:

Ап = Скад x Нст x К, где:

- Ап - размер годовой арендной платы; Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка; Нст - налоговая ставка; К - размер арендной платы в кратности к налоговой ставке (установлен в Приложении № 1).
Решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 г. № 107 вместе со всеми приложениями опубликовано в газете "Официальный Спектр".
Приложение № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, содержит пункт 10, которым предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка "коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения: бани, прачечные, фотографии, ателье, парикмахерские, ремонт обуви, прокат", а также установлена "однократная налоговая ставка".
Собранием депутатов города Трехгорного Челябинской области было принято решение от 07.11.2012 г. № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного от 14.11.2011 г. № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа".
Данным решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области была утверждена, в частности, новая редакция Приложения № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, в котором утвержден размер арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков и разрешенного вида использования (целевого назначения) земельных участков.
Всего Приложение № 1 в новой редакции содержит 23 вида разрешенного использования земельного участка.
Решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113 вместе со всеми приложениями опубликовано в газете "Официальный Спектр" (л.д. 140 - 141 т. 1).
Следовательно, оспариваемый нормативный акт опубликован в установленном порядке.
Приложение № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, в редакции, утвержденной решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113, содержит пункт 10, которым предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка "коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения: бани, прачечные, фотографии, ателье, парикмахерские, ремонт обуви, прокат", а также установлена "пятикратная налоговая ставка".
Заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:42:010302:13, расположенного в Челябинской области, г. Трехгорный, ул. Карла Маркса, 44, общей площадью 2391,48 кв. м, на основании договора аренды от 15.12.2009 № 203 и соглашения от 03.06.2010 № 1 со множественностью лиц на стороне арендатора (л.д. 22 - 31 т. 1).
Данный земельный участок находится в муниципальной собственности Трехгорного городского округа.
Заявитель, в обоснование нарушение своих прав оспариваемым пунктом 10 Приложения № 1, указывает, что в 2012 г. оплачивал арендную платы с использованием коэффициента "однократная налоговая ставка" в размере 48397 руб. 69 коп. После принятия оспариваемого пункта 10 Приложения № 1, Заявитель в 2013 г. вынужден оплачивать арендную плату с использованием коэффициента "пятикратная налоговая ставка" в размере 241327 руб. 20 коп.
Заявитель полагает, что единоразовое увеличение арендной платы в 5 раз является экономически необоснованным.
Полномочия органов местного самоуправления регламентированы Федеральным законом от 06.10.2002 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", из ст. 7 которого следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
При этом, в соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы).
Одним из Основных принципов является "Принцип экономической обоснованности", в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 г. № 15837/11 указано, что к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Непосредственно в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 прямо указано, что сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением № 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Аналогичная позиция изложена в Комментарии Федерального арбитражного суда Уральского округа по вопросам практики применения ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, размещенного, в том числе, в общедоступной правовой системе "Консультант плюс".
В Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства № 582, указана максимальная ставка арендной платы - ставка рефинансирования ЦБ РФ умноженная на рыночную стоимость земельного участка. В отношении кадастровой стоимости земельного участка указана максимальная ставка - 2 %.
Исходя из расчета арендной платы заявителю на 2013 год, размер годовой арендной платы составляет 241327 руб. 20 коп. (л.д. 33 т. 1), в то время как арендная плата за 2012 год составила 48397 руб. 69 коп. (л.д. 32 т. 1).
В рассматриваемой ситуации, ответчиком, а также Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного, не представлены суду документы, подтверждающие факт наличия экономического обоснования для применения коэффициента для вида разрешенного использования земельного участка "коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения: бани, прачечные, фотографии, ателье, парикмахерские, ремонт обуви, прокат". При этом, определением суда от 04.12.2013 ответчику судом предложено представить экономическое обоснование п. 10 Приложения № 1 к решению от 07.11.2012 № 113 (л.д. 146 - 148 т. 1).
Исследование всего содержания Приложения № 1 к решению Собрания депутатов города Трехгорного от 07.11.2012 № 113 позволяет сделать вывод о произвольном определении ответчиком корректирующих коэффициентов.
Так, например, для вида разрешенного использования "рынки розничной торговли" установлен коэффициент 0,275-кратная налоговая ставка, что в 18 раз ниже, чем для вида использования "коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения: бани, прачечные, фотографии, ателье, парикмахерские, ремонт обуви, прокат".
Кроме того необходимо отметить, что ответчиком установлен вид разрешенного использования земельного участка "коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения: бани, прачечные, фотографии, ателье, парикмахерские, ремонт обуви, прокат", который фактически относится не к использованию земельного участка, а к хозяйственной деятельности арендатора земельного участка, которая может измениться по воле арендатора.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответчиком не доказана экономическая обоснованность п. 10 Приложения № 1, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 г. № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа", в связи с чем в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582, а именно - принципу экономической обоснованности.
При названных обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению.
При обращении с заявлением в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 4000 руб. (л.д. 7 т. 1).
Согласно п/п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Между тем в случае, если решение принято полностью или частично не в пользу органа местного самоуправления, выступающего по делу в качестве ответчика, вопрос о возмещении истцу расходов по уплате государственной пошлины решается исходя из общего принципа отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5, 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
В связи с изложенным, поскольку требования заявителя удовлетворены, с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2000 руб., подлежит возврату обществу из Федерального бюджета Российской Федерации на основании п/п. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные открытым акционерным обществом "Торгово-промышленная фирма "Заря" требования удовлетворить.
Признать пункт 10 Приложения № 1, утвержденного Решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного от 14.11.2011 № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа" недействующим, как не соответствующий Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582.
Взыскать с Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области в пользу открытого акционерного общества "Торгово-промышленная фирма "Заря" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Торгово-промышленная фирма "Заря", основной государственный регистрационный номер 1027400661738 из Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную при обращении в суд платежным поручением от 23.10.2013 № 423.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Председательствующий
Д.А.БАСТЕН

Судьи:
И.В.МРЕЗ
И.В.КОСТЫЛЕВ


------------------------------------------------------------------