По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2013 по делу N А76-19453/2013 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующими Генерального плана города Озерска, утвержденного решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 13.04.2011 N 60 и Правил землепользования и застройки города Озерска, утвержденных решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 31.10.2012 N 183 в части включения земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148 в зону Р-2, в части включения земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101048:0047 в зону П-5>





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 января 2013 г. по делу № А76-19453/2013

Арбитражный суд Челябинской области под председательством судьи Бастена Д.А., судей Костылева И.В., Наконечной О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Игошевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Свежий ветер" к Собранию депутатов Озерского городского округа, при участии в деле Прокурора Челябинской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Озерского городского округа, общества с ограниченной ответственностью "Лидер" о признании недействующими нормативных правовых актов, при участии в заседании от заявителя: Левина К.Б. представителя по доверенности от 04.07.2013; от ответчика: Гребневой Е.Е. представителя по доверенности от 10.01.2014 № 01-17/2; от Прокурора Челябинской области: Москвитина Н.Н.; от третьего лица Администрации Озерского городского округа: Сушковой О.С. представителя по доверенности от 09.01.2014 № 01-02-18/3: от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Лидер": Петуховой И.А. представителя по доверенности от 23.12.2013.

установил:

закрытое акционерное общество "Свежий ветер" (далее по тексту заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Собранию депутатов Озерского городского округа (далее по тексту ответчик, Собрание депутатов) о признании недействующими Генерального плана города Озерска, утвержденного решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 13.04.2011 № 60 и Правил землепользования и застройки города Озерска, утвержденных решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 31.10.2012 № 183 в части включения земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148 в зону Р-2, в части включения земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101048:0047 в зону П-5. Кроме того, обществом заявлено требование к Администрации Озерского городского округа о признании незаконными действия по отказу в удовлетворении заявления о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 74:41:0101037:148, 74:41:0101048:0047 (л.д. 3 - 4 т. 1).
Данное заявление принято судом к производству в рамках дела № А76-14370/2013.
Определением суда от 13.09.2013 по делу № А76-14370/2013 вынесено определение о выделении в отдельное производство требования общества к Собранию депутатов о признании недействующими Генерального плана города Озерска, утвержденного решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 13.04.2011 № 60 и Правил землепользования и застройки города Озерска, утвержденных решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 31.10.2012 № 183 в части включения земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148 в зону Р-2, в части включения земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101048:0047 в зону П-5. Данным определением, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Озерского городского округа (л.д. 1 - 2 т. 1). Выделенному требованию присвоен номер А76-19453/2013.
Определением суда от 09.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (л.д. 60 - 63 т. 4).
В предварительном судебном заседании, состоявшемся 24.10.2013, к участию в деле допущен Прокурор Челябинской области.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В материалы дела представлен отзыв (л.д. 89 - 96 т. 1).
Представитель Прокурора Челябинской области считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В материалы дела представлен отзыв (л.д. 5 - 8 т. 4).
Представитель третьего лица Администрации Озерского городского округа считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В материалы дела представлено мнение (л.д. 132 - 135 т. 2).
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Лидер" считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. В материалы дела представлено мнение (л.д. 74 - 77 т. 4).
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, заслушав представителей заявителей, ответчика, суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.
Материалами дела установлено, что на государственный кадастровый учет 20.01.2012 поставлен земельный участок площадью 2438 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование для строительства жилого дома, почтовый адрес г. Озерск, пр. Ленина, 3. Земельному участку присвоен кадастровый номер 74:41:0101037:148 (л.д. 62 - 67 т. 1). Данный земельный участок принадлежит заявителю на праве аренды на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 02.03.2013 № 9302 от 24.05.2012 № 1. Право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.06.2012 (л.д. 73 - 74 т. 1).
На государственный кадастровый учет 03.05.2007 поставлен земельный участок площадью 3228 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование для производства земляных работ под строительство автостоянки, почтовый адрес г. Озерск, ул. Матросова, 55. Земельному участку присвоен кадастровый номер 74:41:0101048:47 (л.д. 68 - 72 т. 1). Данный земельный участок принадлежит заявителю на праве аренды на основании договора от 14.01.1997 № 1732, соглашения от 08.06.2007 № 2, акта приема-передачи от 04.09.2007. Право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.10.2007 (л.д. 73 - 74 т. 1).
Общество обратилось в Управление архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа о выдаче градостроительных планов указанных земельных участков для строительства индивидуального жилого дома (74:41:0101037:148) и для строительства двадцати гаражей (74:41:0101048:47) (л.д. 75 - 76 т. 1).
Управление архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа письмами от 19.04.2013 № 29-02-09/267, от 19.04.2013 № 29-02-09/269 отказало заявителю в выдаче градостроительных планов земельных участков, в том числе сославшись на наличие утвержденных Генерального плана города Озерска и Правил землепользования и застройки города Озерска, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101037:148 расположен в территориальной зоне Р-2 не предназначенной для строительства, а земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101048:47 расположен в территориальной зоне П-5 на котором запланировано строительство пожарной части (л.д. 26 - 28 т. 1).
Полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также противоречат положениям ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 23, 24, 28, 31, ч. 1 ст. 30, п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обратился в суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 192 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано лицами, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовом акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ст. 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организациях местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 года № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" а также на основании ст. ст. 27, 29 АПК РФ, требования заявителя относятся к подведомственности арбитражного суда.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 26 ст. 16 названного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Решение Собрания депутатов Озерского городского округа от 13.04.2011 № 60 "О генеральном плане Озерского городского округа Челябинской области", а также решение Собрания депутатов Озерского городского округа от 31.10.2012 № 183 "Об утверждении Правил землепользования и застройки населенных пунктов Озерского городского округа Челябинской области" являются нормативными правовыми актами, так как они представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме представительным органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), рассчитанный на многократное применение, адресованный неперсонифицированному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.
Согласно ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
На основании ч. 8 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 9 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат проект положений о территориальном планировании, предусмотренных ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации данного Кодекса.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч. 11 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
В силу ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Согласно ч. 14, 15 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Материалами дела установлено, что до утверждения генерального плана Озерского городского округа в соответствии с положениями ст. 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведена процедура публичных слушаний, результаты которой опубликованы в официальном печатном издании Озерского городского округа.
Проект генерального плана опубликован в печатном издании "Ведомости" от 20.12.2010 № 21/21.
Решение Собрания депутатов Озерского городского округа от 13.04.2011 № 60 "О генеральном плане Озерского городского округа Челябинской области" принято на основании ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с Законом № 131-ФЗ, протоколами публичных слушаний и заключениями о результатах публичных слушаний по проектам генеральных планов населенных пунктов, расположенных на территории Озерского городского округа и опубликовано в печатном издании "Ведомости" от 03.05.2011 № 16/39.
При этом, указанное решение принято после вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования", которым признана утратившей силу часть 14 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающая обязательное опубликование генерального плана.
Статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
Согласно п. 1, 2, 3 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
По проекту правил землепользования и застройки проведены публичные слушания на основании постановления Главы Озерского городского округа от 04.08.2011 № 20, которое опубликовано в печатном издании "Ведомости" от 08.08.2011 № 29-52. Проект правил землепользования и застройки опубликован в данном печатном издании.
Проект правил землепользования и застройки внесен администрацией в Собрание депутатов 08.06.2012 с протоколами и заключениями о результатах публичных слушаний в соответствии с требованиями ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решение Собрания депутатов Озерского городского округа от 31.10.2012 № 183 "Об утверждении Правил землепользования и застройки населенных пунктов Озерского городского округа Челябинской области" опубликовано в печатном издании "Ведомости" от 12.11.2012 № 43/115 и размещено на официальном сайте в сети Интернет.
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения соответствует требованиям, установленным ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 23, 24, 28, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя об том, что графические материалы опубликованы в черно-белом изображении не принимается судом во внимание, поскольку нормами действующего законодательства обязанность публиковать данные акты в цветном изображении не установлена.
Кроме того, по смыслу ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Положениями ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов. Данной нормой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Как следует из материалов дела, право аренды на земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101037:148 под строительство жилого дома возникло у заявителя на основании договора цессии от 24.05.2012, т.е. после принятия ответчиком решения от 13.04.2011 № 60. Земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101048:0047 предоставлялся заявителю по договору аренды от 08.07.2007, однако, как установлено материалами дела обществом каких-либо работ на данном участке не проводилось, фактически земельный участок заявителем не используется (л.д. 14 - 23 т. 4).
Таким образом, суд считает недоказанным нарушение прав заявителя оспариваемыми решениями.
На основании изложенного, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

признать Генеральный план Озерского городского округа Челябинской области, утвержденный решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 13.04.2011 № 60, Правила землепользования и застройки населенных пунктов Озерского городского округа Челябинской области, утвержденные решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 31.10.2012 № 183 соответствующими положениям ст. 23, 24, 28, 31, 30, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Закрытому акционерному обществу "Свежий ветер" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Председательствующий
Д.А.БАСТЕН

Судьи:
О.Г.НАКОНЕЧНАЯ
И.В.КОСТЫЛЕВ


------------------------------------------------------------------