По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2014 по делу N А76-23523/2013 <О признании недействующим пункта 16 приложения N 1, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 N 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 N 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа" в части утверждения 4-кратной налоговой ставки для "прочих предприятий и организаций непроизводственной сферы">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 января 2014 г. по делу № А76-23523/2013

Резолютивная часть решения объявлена 10.01.2014 г.
Полный текст решения изготовлен 13.01.2014 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Костылева И.В., судей Бастена Д.А., Мрез.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "КМК", г. Трехгорный
к Собранию депутатов Трехгорного городского округа,
о признании недействующим Решения № 113 от 07.11.2012 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 г. № 107".
При участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного
При участии Прокурора Челябинской области,
При участии в судебном заседании:
от заявителя: Лукиной И.М. - представителя по доверенности от 05.06.2013,
паспорт.
от Прокурора Челябинской области: Москвитина Н.Н. - служебное удостоверение.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "КМК" (далее по тексту - Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Собранию депутатов Трехгорного городского округа о признании недействующим решения Собрания депутатов Трехгорного городского округа № 113 от 07.11.2012 г. в части утверждения в приложении № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа в пункте 16 размера арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, для прочих предприятий и организаций непроизводственной сферы, равным 4-кратной налоговой ставке.
В обоснование заявленных требований Заявитель указывает о том, что в результате оспариваемого изменения размера арендной платы, для Заявителя подлежащая в 2013 г. уплате арендная плата увеличилась в 2 раза по сравнению с 2012 годом.
Заявитель полагает, что в рассматриваемой ситуации отсутствует экономическое обоснование увеличения размера арендной платы.
Заявитель полагает, что в оспариваемой части пункт 16 приложения № 1, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 г. № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа" не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. 40). В данном ходатайстве ответчик указал, что требования Заявителя не признает.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Прокурор Челябинской области полагает, что требования Заявителя подлежат удовлетворению по доводам, изложенным в письменном мнении.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Собранием депутатов города Трехгорного Челябинской области было принято решение от 14.11.2011 г. № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа" (л.д. 110 - 125).
Приложением № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа утвержден размер арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков и разрешенного вида использования (целевого назначения) земельных участков (л.д. 115). Всего Приложение № 1 содержит 20 видов разрешенного использования земельных участков.
Данное приложение № 1 применяется к расчету арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности рассчитывается в соответствии с п. 28 Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа (т. 1 л.д. 146) по следующей формуле:

Ап = Скад x Нст x К, где:

- Ап - размер годовой арендной платы,
- Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка,
- Нст - налоговая ставка,
- К - размер арендной платы в кратности к налоговой ставке (установлен в Приложении № 1).
Решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 г. № 107 вместе со всеми приложениями опубликовано в газете "Официальный Спектр" (л.д. 126 - 137).
Собранием депутатов города Трехгорного Челябинской области было принято решение от 07.11.2012 г. № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного от 14.11.2011 г. № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа".
Данным решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области была утверждена, в частности, новая редакция Приложения № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, в котором утвержден размер арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков и разрешенного вида использования (целевого назначения) земельных участков.
Всего Приложение № 1 в новой редакции содержит 23 вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 28 - 29).
Решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113 вместе со всеми приложениями опубликовано в газете "Официальный Спектр" (л.д. 126 - 137).
Следовательно, оспариваемый нормативный акт опубликован в установленном порядке.
Приложение № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, в редакции, утвержденной решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113, содержит пункт 16 (л.д. 28-оборот), которым предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка "прочие предприятия и организации непроизводственной сферы", а также установлена "4-кратная налоговая ставка".
ООО "КМК" является арендатором земельного участка площадью 446,28 кв. м, расположенного по адресу: г. Трехгорный, ул. Карла Маркса, 19а/2, с кадастровым номером 74:42:010303:6, по договору аренды, заключенному с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Трехгорного (л.д. 16 - 19).
Данный земельный участок находится в муниципальной собственности Трехгорного городского округа.
Заявитель, в обоснование нарушение своих прав оспариваемым пунктом 16 Приложения № 1, указывает, что в 2012 г. оплачивал арендную плату с использованием коэффициента "2-кратная налоговая ставка". После принятия оспариваемого пункта 16 Приложения № 1, Заявитель в 2013 г. вынужден оплачивать арендную плату с использованием коэффициента "4-кратная налоговая ставка".
Заявитель полагает, что единоразовое увеличение арендной платы в 2 раза является экономически необоснованным.
Полномочия органов местного самоуправления регламентированы Федеральным законом от 06.10.2002 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", из ст. 7 которого следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
При этом, в соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы).
Одним из Основных принципов является "Принцип экономической обоснованности", в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 г. № 15837/11 указано следующее:
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Непосредственно в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. № 15837/11 прямо указано, что сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением № 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Аналогичная позиция изложена в Комментарии Федерального арбитражного суда Уральского округа по вопросам практики применения ст. 65 ЗК РФ, размещенного, в том числе, в общедоступной правовой системе "Консультант плюс".
В Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства № 582, указана максимальная ставка арендной платы - ставка рефинансирования ЦБ РФ умноженная на рыночную стоимость земельного участка. В отношении кадастровой стоимости земельного участка указана максимальная ставка - 2 %.
Исходя из расчета арендной платы Заявителю на 2013 г., размер годовой арендной платы составляет 58358,76 руб. (л.д. 23), в то время как арендная плата за 2012 г. составляла 29259,31 руб. (л.д. 22).
В рассматриваемой ситуации, Ответчиком, а также Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Трехгорного, не представлены суду документы, подтверждающие факт наличия экономического обоснования для применения спорного коэффициента для вида разрешенного использования земельного участка "прочие предприятия и организации непроизводственной сферы".
Исследование всего содержания Приложения № 1 к решению Собрания депутатов города Трехгорного от 07.11.2012 № 113 позволяет сделать вывод о произвольном определении Ответчиком корректирующих коэффициентов.
Так, например, для вида разрешенного использования "рынки розничной торговли" установлен коэффициент 0,275-кратная налоговая ставка, что в 14,5 раза ниже, чем для вида использования "прочие предприятия и организации непроизводственной сферы".
Кроме того необходимо отметить, что Ответчиком установлен вид разрешенного использования земельного участка "прочие предприятия и организации непроизводственной сферы", который фактически относится не к использованию земельного участка, а к хозяйственной деятельности Арендатора земельного участка, которая может измениться по воле арендатора.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что Ответчиком не доказана экономическая обоснованность п. 16 приложения № 1, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 г. № 107 в части утверждения 4-кратной налоговой ставки для "прочих предприятий и организаций непроизводственной сферы", в связи с чем в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582, а именно - принципу экономической обоснованности.
При названных обстоятельствах требование Заявителя подлежит удовлетворению.
При обращении с заявлением в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 4000 руб. (л.д. 6), в том числе излишне уплачено 2000 руб.
Согласно п/п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Между тем в случае, если решение принято полностью или частично не в пользу органа местного самоуправления, выступающего по делу в качестве ответчика, вопрос о возмещении истцу расходов по уплате государственной пошлины решается исходя из общего принципа отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5, 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
В связи с изложенным, поскольку требования Заявителя удовлетворены, с Ответчика в пользу Заявителя подлежат взысканию судебные расходы по госпошлине в общей сумме 2000 руб.
Излишне уплаченная госпошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату Заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования Общества с ограниченной ответственностью "КМК" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 16 приложения № 1, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 07.11.2012 г. № 113 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14.11.2011 г. № 107 "Об утверждении Положения о плате за землю на территории Трехгорного городского округа" в части утверждения 4-кратной налоговой ставки для "прочих предприятий и организаций непроизводственной сферы" как не соответствующий Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582.
Взыскать с Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КМК" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей.
Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "КМК" излишне уплаченную госпошлину в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
И.В. КОСТЫЛЕВ

Судьи:
Д.А.БАСТЕН
И.В.МРЕЗ


------------------------------------------------------------------