По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13.01.2014 по делу N 11-97/2014 <В иске о взыскании ущерба в виде затрат по формированию земельного участка отказано, поскольку такие затраты несет заинтересованное лицо, обратившееся о предоставлении такого земельного участка в аренду>



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2014 г. по делу № 11-97/2014

Судья Коннова О.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Винниковой Н.В.
судей Онориной Н.Е., Шалиевой И.П.
при секретаре К.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района Челябинской области на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 30 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Винниковой Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района Челябинской области - М.Е.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района Челябинской области обратился в суд с иском к Б.А.М. о расторжении договоры аренды земельного участка № 736 от 14 марта 2011 года, заключенного между истцом и ответчиком, взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по арендным платежам в размере 89 249 рублей 14 копеек, из них основной долг - 78 018 рублей 87 копеек, пеня - 11 230 рублей 27 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что 14 марта 2011 года между сторонами был заключен договор № 736 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 74:08:5801025:83, площадью 1300000 кв. м, расположенного примерно в 1730 метрах на северо-запад от ориентира Челябинская область, Карталинский район, пос. Сухореченский, для сельскохозяйственного производства сроком на 49 лет. В соответствии с условиями договора аренды, арендатор должен был ежегодно уплачивать арендную плату за вышеуказанный земельный участок, однако ответчик арендные платежи не уплачивал, в связи с чем образовалась задолженность за период с 31 марта 2011 года по 31 сентября 2013 года. Условиями договора предусмотрено право арендодателя на расторжение договора в случае невнесения арендной платы более 6 месяцев.
Б.А.М. предъявил встречные исковые требования к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района Челябинской области о признании договора аренды земельного участка № 736 от 14 марта 2011 года ничтожной сделкой с момента его заключения; прекращении регистрационной записи о государственной регистрации договора аренды от 5 мая 2011 года за № 74-74 00\019\2011-479, взыскании денежных средств в сумме 13 570 рублей в качестве последствий ничтожной сделки.
Встречные требования мотивированы тем, что Б.А.М. обязали до заключения договора аренды земельного участка за свой счет произвести межевание участка по его выделению в натуре и получению кадастрового паспорта. 16 сентября 2010 года истцом был заключен договор на производство работ по межеванию земельного участка и оформлению землеустроительного дела, оплата работ по которому произведена 7 декабря 2010 года в сумме 13 570 рублей. При заключении договора аренды № 736 от 14 марта 2011 года арендатор не был ознакомлен с полным текстом договора, его приложениями по расчетным платежам, ему не была выдана копия договора. О реальном размере арендной платы истец узнал в сентябре 2011 года, которая противоречила ранее достигнутой договоренности и не устраивала Б.А.М. Земельным участком он не пользовался, в связи с чем 22 мая 2012 года им было направлено заявление о расторжении договора аренды, в чем было отказано в связи с наличием долга по арендной плате. Сторонами не было достигнуто соглашения по существенному условию договора - размере арендной платы. Заявление от 6 июня 2012 года о расторжении договора аренды Б.А.М. считает обжалованием результатов торгов. При заключении договора аренды были нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставку товара, работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (ст. 27 - 29, 31).
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района (далее по тексту - Комитет) Янгельская О.А., действующая по доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала, встречные исковые требования считает необоснованными, указывая, что порядок заключения договора был соблюден, договор аренды арендатором был подписан, следовательно, он соглашался с условиями договора.
Б.А.М. в судебном заседании исковые требования признал в части расторжении договора аренды земельного участка от 14 марта 2011 года, взыскании задолженности по арендным платежам за период с 14 марта 2011 года по 22 мая 2012 года, исходя из размера арендной платы - 30 615 рублей в год; отказался от встречных исковых требований в части признания договора аренды № 736 от 14 марта 2011 года ничтожной сделкой, прекращении регистрационной записи государственной регистрации договора. На возмещении расходов, связанных с межеванием земельного участка, и судебных расходов настаивал. Представитель Б.А.М. - Б.Г.Г., действующий по ордеру, поддержал позицию доверителя.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Челябинской области участия в судебном заседании при надлежащем извещении не принимал.
Суд принял решение, которым частично удовлетворил исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района Челябинской области, расторг договор № 736 от 14 марта 2011 года аренды находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 1300000 кв. м, расположенного в 1730 метрах на северо-запад от ориентира Челябинская область, Карталинский район, пос. Сухореченский, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, взыскал с Б.А.М. в пользу Комитета задолженность по договору аренды № 736 от 14 марта 2011 года за период с 14 марта 2011 года по 22 мая 2012 года в размере 38 986 рублей 15 копеек, что составляет задолженность по арендной плате 36 458 рублей 18 копеек, пени за период просрочки - 2 527 рублей 97 копеек. Исковые требования Б.А.М. удовлетворил, взыскал с Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района Челябинской области в пользу Б.А.М. материальный ущерб в сумме 13 570 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины - 542 рубля 80 копеек, за составление иска и услуги представителя - 2 000 рублей, всего - 16 112 рублей 80 копеек.
Определением суда принят отказ от части иска Б.А.М. Производство по встречному иску в части признания договора аренды земельного участка № 736 от 14 марта 2011 года ничтожной сделкой, прекращении регистрационной записи на государственную регистрацию договора аренды от 5 мая 2011 года № 74-74 00\019\2011-479 прекращено.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района Челябинской области просит решение суда изменить в части возмещения материального ущерба в пользу Б.А.М. в сумме 13 570 рублей, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 542 рубля, за составление иска и услуги представителя - 2 000 рублей, ссылаясь на необоснованность решения, неполноту исследования судом доказательств по делу, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Судом неправильно применены нормы материального права, поскольку в силу п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, постановку его на государственный кадастровый учет обеспечивает за свой счет заявитель, обратившийся за предоставлением земельного участка для целей, не связанных со строительством. Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами возражает против оплаты кадастровых работ, проведенных Б.А.М., поскольку он является заявителем на данный земельный участок. Также Комитет возражает против оплаты судебных расходов, поскольку считает встречное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Ответчик Б.А.М., представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя Комитета М.Е.И., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части удовлетворения исковых требований Б.А.М., в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления администрации Карталинского муниципального района Челябинской области от 11 марта 2011 года № 273 "О предоставлении Б.А.М. в аренду земельного участка" между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района Челябинской области и Б.А.М. заключен договор № 736 от 14 марта 2011 года аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 74:08:5801025:83 площадью 130000 кв. м, расположенного в 1730 метрах на северо-запад от ориентира поселок Сухореченский Карталинского района Челябинской области, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства. Срок аренды участка установлен на 49 лет (л.д. 7 - 10, 24 - 25). Условиями договора аренды установлен размер арендной платы в сумме 30 615 рублей в год, 2 551 рубль 25 копеек - в месяц, за период с 14 марта 2011 года по 31 марта 2011 года размер арендной платы составляет 1 481 рубль 37 копеек. Арендная плата начисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи участка, подлежит уплате ежемесячно до 10 числа текущего месяца путем перечисления на счет ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области. Согласно п. 4.1 договора арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора при невнесении арендной платы более чем 6 месяцев.
Решением собрания депутатов Карталинского муниципального района от 26 декабря 2011 года утвержден размер пени за нарушение сроков внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Карталинского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, равной 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в дни нарушения сорока возврата, исчисляемой от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки (л.д. 54).
22 мая 2012 года Б.А.М. обращался к Главе Карталинского муниципального района с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:08:5801025:83, ссылаясь на то, что в течение 2 лет не пользуется данным земельным участком. Письмом Комитета от 13 июля 2012 года № 154 Б.А.М. отказано в расторжении договора аренды в связи с наличием задолженности по арендной плате (л.д. 68 - 70, 107).
В соответствии со ст. ст. 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанностью арендатора является своевременное внесение арендной платы за предоставленное в пользование имущество, в том числе земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 22, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации (п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Установив, что Б.А.М. не уплачивалась арендная плата за пользование земельным участком с момента его передачи по акту приема-передачи и до момента обращения с заявлениями о расторжении договора, стороны согласны на расторжение договора аренды, спорный земельный участок фактически не используется арендатором, суд первой инстанции принял обоснованное решение о расторжении договора аренды земельного участка, взыскании задолженности по арендной плате исходя из размера арендной платы, установленной договором. В указанной части решение суда сторонами не обжалуется. Судебная коллегия не находит оснований для проверки решения суда в полном объеме независимо от доводов апелляционной жалобы.
Разрешая встречные исковые требования Б.А.М. о взыскании с Комитета понесенных им расходов по межеванию земельного участка, находящегося в государственной собственности, предоставленного по договору аренды, суд первой инстанции, руководствуясь п. 1 ст. 9 Федерального закона от 2 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пришел к выводу о том, что расходы по межеванию земельного участка должен нести собственник земельного участка в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что решение о предоставлении Б.А.М. в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:08:5801025:83 было принято администрацией Карталинского муниципального района Челябинской области на основании его заявления в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 3).
Договор аренды № 736 от 14 марта 2011 года был заключен между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района и Б.А.М. с соблюдением требований, предусмотренных ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, оснований для признания указанного договора ничтожной сделкой судом не установлено.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Из анализа вышеуказанных норм земельного законодательства следует, что затраты по формированию земельного участка, в том числе и из земель сельскохозяйственного назначения, несет заинтересованное лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении такого земельного участка в аренду. В силу вышеизложенного отсутствуют законные основания для взыскания с Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района в пользу Б.А.М. расходов по межеванию спорного земельного участка. Понесенные Б.А.М. расходы по формированию границ испрашиваемого им земельного участка не могут быть признаны для него ущербом, возникшим по вине органа местного самоуправления, принявшего решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Поскольку отсутствует причинно-следственная связь между расторжением договора аренды земельного участка и понесенными Б.А.М. расходами по его межеванию, а также виновные действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района Челябинской области, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Б.А.М. о возмещении затрат на выполнение работ по межеванию земельного участка и оформлению землеустроительного дела в размере 13570 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку исковые требования Б.А.М. удовлетворению не подлежат, то оснований для взыскания в его пользу судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 542 рубля 80 копеек, по составлению иска и оплате услуг представителя в размере 2000 рублей не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Карталинского городского суда Челябинской области от 30 октября 2013 года в части удовлетворения исковых требований Б.А.М., возмещению судебных расходов в размере 2542 рубля 80 копеек отменить, принять новое решение.
В иске Б.А.М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района Челябинской области о взыскании ущерба отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения.

Председательствующий
Н.В.ВИННИКОВА

Судьи
Н.Е.ОНОРИНА
И.П.ШАЛИЕВА


------------------------------------------------------------------