По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Челябинского областного суда от 17.09.2014 по делу N 4а14-649 <Требование о привлечении к ответственности по части 2 ст. 15.27 КоАП РФ за непредоставление информации о необычных сделках удовлетворено правомерно, так как директором не осуществлено должное информирование по необычным сделкам, не приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства, при наличии у него реальной возможности соблюдения указанных норм и правил>



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 г. по делу № 4а14-649

Судья Решетова М.А.
Судья Майорова Е.Н.

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Г.В. на решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 24 декабря 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 6 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью "Трак Лизинг" Г.В.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - МРУ Росфинмониторинга по УФО) от 27 сентября 2013 года директор ООО "Трак Лизинг" Г.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 24 декабря 2013 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 6 марта 2014 года, вынесенным по жалобе Г.В., решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 24 декабря 2013 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановление и судебные решения, Г.В. просит их отменить, считая незаконными.
Копия жалобы направлялась в адрес Межрегионального управления по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу для ознакомления и предоставления отзыва. Отзыв не представлен.
Проверив материалы истребованного дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановлений не нахожу.
Часть 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ) лизинговые компании отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых содержатся в ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля; назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правила внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) (далее - Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 715) к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2005 № 715.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 г. № 667) и приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. № 59 "Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. № 59) организация в составе правил внутреннего контроля разрабатывает программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии с пп. 2.13 - 2.16 положения, утвержденного Приказом № 59, организация при установлении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание) оценивает степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - признаки повышенной степени (уровня) риска), самостоятельно включенных организацией в правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения, фиксирует обоснование оценки риска в анкете клиента.
Идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:
1. установление определенных п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя:
в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, при наличии, идентификационный номер налогоплательщика;
в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;
проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ;
определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя в соответствии со ст. 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ к иностранному публичному должностному лицу;
4. выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
5. оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.
Требования к определению уровня (степени) риска изложены Росфинмониторингом в информационном письме от 02.08.2011 г. № 17 (далее письмо № 17), в котором содержится перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами организаций, операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, сформированный на основе практики деятельности Росфинмониторинга, а также рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (далее перечень рисков). В Приложении к указанному информационному письму содержится перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций.
Из материалов дела следует, что ООО "Трак Лизинг" является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом и права и обязанности которой закреплены в ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ.
На основании приказа о проведении выездной проверки № 21/4 от 14.01.2013 года должностным лицом - МРУ Росфинмониторинга по УФО административным органом проведена проверка по соблюдению ООО "Трак Лизинг" законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по адресу: ул. Валдайская, д. 17, г. Челябинск, по результатам которой составлен акт проверки № 3 от 14.02.2013 года.
В ходе проведения должностным лицом выездной проверки установлено, что ООО "Трак Лизинг" допустило нарушение требований, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 года № 715.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки и выявления указанных нарушений директором ООО "Трак Лизинг" являлся Г.В.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При рассмотрении дела установлено, что бездействие должностного лица директора ООО "Трак Лизинг" выразилось в непринятии достаточных мер для исполнения возложенных на него обязанностей по исполнению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля по: идентификации клиентов и выгодоприобретателей и фиксированию информации о них с учетом степени (уровня) риска по отношению к - отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; обучению сотрудников организации; выявлению и фиксированию информации о необычных сделках, что явилось причиной непредставления информации о необычных сделках, осуществление которых возможно связано с отмыванием денежных средств полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В период с 01.08.2012 года и по день проведения проверки в Обществе было назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 года № 715. Данное лицо не соответствовало квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Сотрудники организации не осведомлены о мерах, которые они должны предпринимать в целях предотвращения отмывания денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а следовательно, Обществом не может быть обеспечено исполнение в полной мере обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, действующим в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Функции специального должностного лица возложены на заместителя директора - Г.С., при этом квалификационные требования, предъявляемые к специальным должностным лицам, документально не подтверждены. Перечень лиц, подлежащих обучению, в организации не определен, инструктажи в формах, предусмотренных законодательством, не проводятся.
В ходе проверки ООО "Трак Лизинг" представлены анкеты клиентов - лизингополучателей: ИП М., ИП Р., ООО "Новая Энергия", в которых не фиксировались сведения, предусмотренные Постановлением Правительства от 05.12.2005 года № 715, формы анкет не соответствуют предусмотренным в приложениях № 2 и № 3 Правилам внутреннего контроля, которые разрабатываются с учетом требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 года № 667.

Директором не осуществлено должное информирование Росфинмониторинга по необычным сделкам, критерии выявления и определения признаков которых определены в приказе Росфинмониторинга от 09.05.2008 г. № 103 "Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" в рамках договоров № ТЛ-01/КАМ/2012 от 09.08.2012 года, заключенного с ИП Р.; № ТЛ-02/КАМ/2012 от 04.09.2012 года, заключенного с ИП Маринич В.В.; № ТЛ-01/ЧМС/2012 от 28.08.2012 года, заключенного с ООО "Новая энергия".
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина должностного лица Г.В., как руководителя Общества, на которого возложены указанные обязанности, выражается в том, что должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, при наличии у него реальной возможности соблюдения указанных норм и правил, направленных на исполнение требований Федерального закона.
Факт совершения Г.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами, которым при рассмотрении дела была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Ссылки в жалобе о том, что Г.В. не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку на дату привлечения его к административной ответственности, его полномочия директора ООО "Трак Лизинг" были прекращены, безосновательны и не влекут отмену состоявшихся по делу решений.
Согласно протоколу общего собрания участников ООО "Трак Лизинг" 3 июня 2013 года Г.В. освобожден от обязанностей директора Общества, однако на момент выявления вышеуказанных нарушений Г.В. являлся директором Общества, то есть лицом ответственным за допущенные нарушения. То обстоятельство, что в настоящее время Г.В. не является директором ООО "Трак Лизинг", не является основанием для освобождения его от административной ответственности.
Доводы в жалобе о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, истек, несостоятельны и связаны с ошибочным толкованием норм права.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в длительном непрекращающемся неосуществлении внутреннего контроля, выразившегося в неисполнении правил внутреннего контроля и требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Данное правонарушение таким образом является длящимся, так как выражается в непрекращающемся невыполнении установленной публично-правовой обязанности, а именно отсутствием мер, направленных на осуществление внутреннего контроля в организации, и в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что правонарушение выявлено в ходе проведения должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по УФО проверки 14 февраля 2013 года, при этом постановление должностным лицом вынесено 27 сентября 2013 года, т.е. в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ, в связи с чем, утверждение об истечении срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности является необоснованным.
Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке правильных выводов судей, изложенных в решениях, оснований для которой не имеется.
Иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов судей и не опровергают их.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ.
При назначении Г.В. административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьями дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В судебных актах дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и его пересмотре по жалобам Г.В. участие не принимал, воспользовался помощью защитника, который заявлял ходатайства, обосновывал его позицию по делу, таким образом, Г.В. не был лишен возможности реально защищать свои права и законные интересы. Не явившись на рассмотрение дела, Г.В. распорядился предоставленными ему процессуальными правами по своему усмотрению.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Доводы жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 24 декабря 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 6 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью "Трак Лизинг" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Заместитель председателя
Челябинского областного суда
Н.В.КОЗЛОВА


------------------------------------------------------------------