Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28.03.2014 по делу N 7-03/14 <О прекращении производства по делу на действия, выразившиеся в неподаче теплоносителя с началом отопительного сезона, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. по делу № 7-03/14
Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 марта 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
Потапченко Светлана Сергеевна - специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
в присутствии: представителя ответчика ЗАО "Т", действующего на основании доверенности, заявителя,
рассмотрев дело № 7-03/14 по признакам нарушения ЗАО "Т" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение граждан <...>, <...> на действия ЗАО "Т", выразившиеся в неподаче теплоносителя по адресу: ул. Советская, <...>, г. Троицка Челябинской области с началом отопительного сезона 2013 - 2014 годов.
Материалами дела по заявлению было установлено, что согласно Уставу ЗАО "Т" основным видом деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Между ЗАО "Т" (Энергоснабжающая организация) и <...> (Абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергии от 01.08.2008 № 828/08.
Согласно пункту 1.1 договора Энергоснабжающая организация обязуется поставлять Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (тепловая энергия и теплоноситель) для отопления жилых помещений Абонента, расположенных по адресу: г. Троицк, ул. Советская, <...>.
По договору дарения от 23.01.2010 <...> (Даритель) передала в дар <...> (Одаряемая) недвижимое имущество, находящееся в г. Троицке по ул. Советской <...>.
В данном случае потребители коммунальных услуг, проживающие по адресу: г. Троицк, ул. Советская, <...>, <...>, <...>, письменный договор об энергоснабжении тепловой энергией с ЗАО "Троицкие энергетические системы" не заключали.
В соответствии с постановлением Администрации г. Троицка Челябинской области от 25.09.2013 № 1575 "О начале отопительного периода 2013 - 2014 годов на территории Троицкого городского округа" отопительный сезон на вышеуказанной территории начат с 05.10.2013.
05.10.2013 заявитель обнаружил, что произведено отключение теплоносителя жилого дома, расположенного по адресу: г. Троицк, ул. Советская, <...>, и обратился в ресурсоснабжающую организацию ЗАО "Т", где ему пояснили, что отключение предприятием произведено по причине обнаружения при проведении гидравлических работ порыва в сетях теплоснабжения.
В своих письменных пояснениях от 27.12.2013 № 2056 ЗАО "Т" пояснило, что в июне 2013 года, в период проведения гидравлических испытаний на тепловых сетях г. Троицка выявлен порыв бесхозных тепловых сетей на участке теплотрассы, идущем от ТК-15С в сторону жилого дома <...> по ул. Советской в г. Троицке. В результате выявленного порыва было произведено отключение теплоснабжения путем обрезки трубопровода от жилого дома <...> до тепловой камеры по ул. Советской.
Кроме того, ЗАО "Т" указало, что в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
28 октября 2013 года постановлением Администрации г. Троицка № 1819 определена единая теплоснабжающая организация бесхозных тепловых сетей от ТК-15С к жилому дому <...> по ул. Советской ЗАО "Т".
На заседании Комиссии представитель ЗАО "Т" пояснил, что общество признает факт нарушения действующего законодательства, однако, причиной подобного поведения общества явился тот факт, что изначально при постройке трассы от ТК-15С к жилому дому <...> по ул. Советской граница балансовой принадлежности была определена от ТК-15С. Исходя из этого ЗАО "Т" считало, что тепловые сети от ТК-15С к жилому дому <...> по ул. Советской принадлежат собственнику жилого дома <...>.
Заявитель на заседании Комиссии доводы заявления поддержал, уточнив, что граница балансовой принадлежности не определена сторонами, акты о разграничении балансовой принадлежности, на которые ссылается ответчик, не подписаны собственником жилого дома <...>. В силу Правил учета тепловой энергии и теплоносителя от 25.09.1995 № 954 граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по линии раздела тепловых сетей между владельцами по признаку собственности, аренды или хозяйственного ведения. Заявитель считает, что ЗАО "Т", злоупотребляя своим доминирующим положением, осознано не принимало на баланс тепловые сети от ТК-15С к жилому дому <...> по ул. Советской.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ЗАО "Т" нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по производству и передаче тепловой энергии.
Таким образом, ЗАО "Т" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по производству и передаче тепловой энергии на территории г. Троицка Челябинской области.
Следовательно, предприятие подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
В силу своего доминирующего положения на указанном рынке ЗАО "Т" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона "О защите конкуренции", в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
2. В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.
В силу пункта 14 Приложения № 1 Правил допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более 24 часов.
Согласно статье 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ, т.е. гражданин вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
На основании статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
На основании части 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращении или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пунктам 6, 7 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конюподентные действия).
Пунктом 115 Правил определены случаи ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя. Такими случаями являются:
а) возникновение или угроза возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
б) возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
в) выявление факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям, инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;
г) использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей - с момента выявления нарушения;
д) получение исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и подпункта "б" пункта 117 Правил.
Последнее положение исключает возможность приостановления коммунальной услуги по теплоснабжению жилого помещения.
ЗАО "Т" обеспечивало жителей по вышеуказанному адресу тепловой энергией для целей отопления. Согласно квитанциям об уплате коммунальных услуг жителями дома <...> по ул. Советская в г. Троицке Челябинской области своевременно производилась оплата за теплоснабжение, поставщиком которой выступает ЗАО "Т".
Однако в нарушение указанных норм законодательства ЗАО "Т" 05.10.2013 (дата начала отопительного сезона на территории г. Троицка) не обеспечило подачу тепловой энергии в жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, для целей отопления.
Как установлено Комиссией, общество не уведомляло собственников дома о выявленном порыве и об отключении дома от теплоснабжения. Собственник самостоятельно выявил факт отключения дома от теплоснабжения 05.10.2013.
Ремонтные работы по замене трубопровода и подключению частного жилого дома <...> по ул. Советской к теплоснабжению осуществлялись лишь 6 декабря 2013 года, что подтверждается актами от 06.12.2013 № 012 и № 013.
Комиссия Челябинского УФАС России считает довод ЗАО "Т" о том, что отсутствие до 28.10.2013 на балансе предприятия тепловых сетей от ТК-15С к жилому дому <...> по ул. Советской снимало с предприятия ответственность по ремонту указанных сетей, несостоятельным по следующим основаниям.
Весь период своей деятельности ЗАО "Т" оказывало услуги теплоснабжения собственнику дома <...> по ул. Советской, но со своей стороны как теплоснабжающая организация, занимающая доминирующее положение, не предпринимало действий по определению круга лиц, обязанных нести эксплуатационную ответственность на участке теплотрассы от ТК-15С к частному жилому дому <...> по ул. Советской.
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя от 25.09.1995 № 954 граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по линии раздела тепловых сетей между владельцами по признаку собственности, аренды или хозяйственного ведения.
Как следует из материалов дела, спорный участок теплотрассы находится на территории, не принадлежащей собственнику дома <...> по ул. Советской на праве собственности, аренды или хозяйственного ведения.
То обстоятельство, что постановлением Администрации г. Троицка от 28.10.2013 № 1819 ЗАО "Т" определено как единая теплоснабжающая организация бесхозных тепловых сетей от ТК-15С к жилому дому <...> по ул. Советской, является подтверждением того, что ЗАО "Т" обязано было ранее принять на баланс указанные сети.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ЗАО "Т" в нарушение требований действующего законодательства РФ злоупотребило своим доминирующим положением и необоснованно не подало тепловую энергию в жилой дом, расположенный по адресу: ул. Советская, <...>, г. Троицка Челябинской области, с 05.10.2013, с началом отопительного сезона 2013 - 2014 годов, что привело к ущемлению прав граждан на пользование коммунальной услугой (тепловой энергией).
У ЗАО "Т" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако ЗАО "Т" не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ЗАО "Т" в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.
Материалами дела также установлено, что на момент рассмотрения дела по существу ЗАО "Т" произвело ремонтные работы по замене трубопровода и подключению частного жилого дома <...> по ул. Советской к теплоснабжению.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ЗАО "Т", выразившиеся в неподаче с началом отопительного сезона 2013 - 2014 годов теплоносителя собственникам жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Советская, <...>, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Прекратить производство по делу в отношении ЗАО "Т" по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Е.Г.СЕМЕНОВА
Члены Комиссии
Д.А.ДОЗМОРОВА
С.С.ПОТАПЧЕНКО
------------------------------------------------------------------