Решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.04.2014 по делу N А76-795/2014 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Постановления Администрации Кыштымского городского округа от 09.07.2013 N 1927 "Об определении порядка расчета расстояний от организаций и объектов, расположенных на территории Кыштымского городского округа, в границах прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2014 г. по делу № А76-795/2014
Резолютивная часть решения объявлена 1 апреля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 8 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего И.В. Мрез; судей Д.А. Бастена, Е.В. Белякович, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Мартын И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Стороженко Александра Анатольевича, г. Озерск Челябинской области к Администрации Кыштымского городского округа Челябинской области, о признании частично недействующим нормативного правового акта, при участии прокурора Челябинской области
при участии в заседании:
от заявителя: Строженко А.А. - личность удостоверена паспортом; Ускова А.И. - представителя по доверенности от 28.11.2013, личность удостоверена паспортом;
от ответчика: Отрадных В.Г. - представителя по доверенности № 10-юр от 15.03.2013, личность удостоверена сл. удостоверением;
от прокурора: Кашаповой Р.М. - личность удостоверена сл. удостоверением.
установил:
индивидуальный предприниматель Стороженко Александр Анатольевич обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Кыштымского городского округа Челябинской области о признании Постановления Администрации Кыштымского городского округа № 1927 от 09.07.2013 года "Об определении порядка расчета расстояний от организаций и объектов, расположенных на территории Кыштымского городского округа, в границах прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в части абзаца 2 пункта 1, не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"), и не действующим в указанной части.
Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании 25.03.2014 объявлялся перерыв до 01.04.2014. Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование заявленных требований указал, что считает оспариваемое постановление незаконным, поскольку существует нормативный акт большей юридической силы, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1425 от 27.12.2012.
Представитель Администрации Кыштымского городского округа возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 21 - 22) и дополнительном отзыве. Указал, что реализация алкогольной продукции в нестационарном торговом объекте принадлежащем ИП Стороженко А.А. запрещена в силу закона. Независимо от попадания в границы прилегающих территорий заявитель не имеет права осуществлять розничную продажу алкогольной продукции. Просил отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Прокурор Челябинской области в судебном заседании представил письменные пояснения. Пояснил, что реализация алкогольной продукции в нестационарном торговом объекте принадлежащем ИП Стороженко А.А. запрещена в силу закона. Не зависимо от попадания в границы прилегающих территорий заявитель не имеет права осуществлять розничную продажу алкогольной продукции. Оспариваемое в части постановление от 09.07.2013 № 1927 администрацией Кыштымского городского округа принято в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с п. 7 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425. Кроме того, действия положений постановления Правительства РФ № 1425 от 27.12.2012 распространяются только на стационарные торговые объекты, а павильон площадью, принадлежащий ИП Стороженко А.А., относится к временным объектам.
Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Стороженко Александр Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 09.07.1998, основной государственный регистрационный номер 304742231400092.
Как усматривается из материалов дела, торговый павильон, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Соплякова, в 10 м с северной стороны к жилому дому № 79 по ул. Интернационала, является временным сооружением - торговым павильоном, что подтверждается схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Кыштымского городского округа от 19.04.2011 г. № 1074.
Земельный участок, расположенный по адресу Челябинская область, г. Кыштым, ул. Соплякова, в 10 м с северной стороны к жилому дому № 79 по ул. Интернационала постановлением Главы Кыштымского городского округа от 21.06.2005 г. № 531 предоставлен ИП Стороженко А.А. под эксплуатацию именно временного сооружения - торгового павильона.
Пунктом 1.1 договора аренды земельного участка № 205451 от 21.06.2005 г., заключенного с ИП Стороженко А.А. вышеупомянутый земельный участок предоставлен арендатору под эксплуатацию временного сооружения.
09.07.2013 Администрацией Кыштымского городского округа издано Постановление № 1927 "Об определении порядка расчета расстояний от организаций и объектов, расположенных на территории Кыштымского городского округа, в границах прилегающих территорий которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции". Указанное постановление опубликовано в газете "Кыштымский рабочий" 13 августа 2013 г. номер 88/12252/.
Посчитав указанный нормативный правовой акт незаконным и необоснованным, а также нарушающим его законные права, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Исходя из анализа текста оспариваемого акта, он подпадает под признаки нормативного правового акта.
Статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Так, пунктом 2 статьи 16 указанного Закона установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
В свою очередь, положениями пункта 4 статьи 16 данного Закона предусмотрено, что к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенного требования закона Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 были утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее по тексту - постановление Правительства РФ № 1425 от 27.12.2012).
Правительство Российской Федерации устанавливает только порядок определения границ земельных участков, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции. Между тем непосредственное определение границ таких земельных участков осуществляется решениями органов местного самоуправления с использованием их полномочий в области градостроительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 7 постановления Правительства РФ № 1425 от 27.12.2012 способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Так, пунктом 1 оспариваемого постановления от 09.07.2013 № 1927 утвержден следующий порядок расчета минимального значения расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, объектов военного назначения, в границах прилегающих территорий которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, расположенных, в том числе, в отдельно стоящих зданиях (строениях, сооружениях) до границ прилегающих к ним территорий, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяется путем замера расстояния от стены здания (строения, сооружения) в любой точке периметра здания по прямой линии без учета искусственных и естественных преград до границы прилегающей территории.
Таким образом, оспариваемое в части постановление от 09.07.2013 № 1927 администрацией Кыштымского городского округа принято в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с п. 7 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425.
В силу п. 9 правил постановления Правительства РФ № 1425 от 27.12.2012 информация о решениях, принятых в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оспариваемый нормативный акт в установленном законом порядке опубликован в газете "Кыштымский рабочий" от 13.08.2013 № 88/12252, а также на официальном сайте администрации Кыштымского городского округа, правовой системе "Гарант".
При этом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что действие положений постановления Правительства РФ № 1425 от 27.12.2012 распространяется только на стационарные торговые объекты. Согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Кыштымского городского округа, утвержденной постановлением администрации Кыштымского городского округа № 1074 от 19.04.2011, павильон площадью 96 кв. м, расположенный по адресу: г. Кыштым, ул. Соплякова, в 10 м с северной стороны к жилому дому № 79 по ул. Интернационала, принадлежащий ИП Стороженко А.А., относится к временным объектам, что, в том числе, подтверждается и судебными актами по делу № А76-926/2012.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предпринимателем не представлено в материалы дела доказательств нарушения его прав оспариваемым в части нормативным правовым актом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Постановление Администрации Кыштымского городского округа № 1927 от 09.07.2013 года "Об определении порядка расчета расстояний от организаций и объектов, расположенных на территории Кыштымского городского округа, в границах прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в части абзаца 2 пункта 1, соответствует Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя, не имеется.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается госпошлина: для организаций - 2 000 рублей за каждое требование, для физических лиц - 200 рублей.
При подаче заявления в суд, заявителем уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей.
Расходы по уплате госпошлины, исходя из положений ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать Постановление Администрации Кыштымского городского округа № 1927 от 09.07.2013 года "Об определении порядка расчета расстояний от организаций и объектов, расположенных на территории Кыштымского городского округа, в границах прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в части абзаца 2 пункта 1, соответствующим Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства - в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в течение месяца со дня его вступления в законную силу, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федеральный арбитражный суд Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья:
И.В.МРЕЗ
Судьи:
Д.А.БАСТЕН
Е.В.БЕЛЯКОВИЧ
------------------------------------------------------------------