По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10.04.2014 по делу N 52-03/13 <О нарушении организацией - естественным монополистом антимонопольного законодательства, выразившемся во взимании платы за опломбировку индивидуальных приборов учета>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу № 52-03/13

Резолютивная часть решения оглашена 2 апреля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 апреля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:
Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
Потапченко Светлана Сергеевна - специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
Пузанкова Юлия Юрьевна - начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;
Аксенова Елена Валерьевна - ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

в присутствии: законного представителя ответчика МУП "УКХ "Канашево", законного представителя лица, располагающего сведениями по делу, ООО "К",
рассмотрев дело № 52-03/13 по признакам нарушения МУП "УКХ "Канашево" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило обращение Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области на бездействие ООО "К", выразившееся в невыполнении на 01.07.2013 обязанности по установке общедомовых приборов учета холодной воды и тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории с. Канашево Красноармейского муниципального района.
Материалами дела по обращению было установлено, что согласно Уставу ООО "К" основным видом деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), сбор, очистка и распределение воды, сбор сточных вод.
В вышеуказанную организацию был направлен запрос о представлении информации и документов.
На указанный запрос ООО "К" представило копию калькуляции на принятие в эксплуатацию (опломбировку) индивидуального узла учета холодной воды. В соответствии с данной калькуляцией стоимость приема в эксплуатацию индивидуального узла учета холодной воды составляет 451 рубль 32 копейки.
Приказом Челябинского УФАС России от 18.11.2013 № 342 в отношении ООО "К" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии представитель ООО "К" пояснил, что общество не оказывает услуг по передаче потребителям тепловой энергии и холодной воды и ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуального узла учета холодной воды также не производит. Указанную услугу на территории с. Канашево оказывает МУП "ЖКХ "Канашево".
Представитель МУП "ЖКХ "Канашево" на заседании комиссии пояснил, что услуги по водоснабжению на территории с. Канашево Красноармейского района в 2013 году оказывало МУП "УКХ Канашево" по договору с ООО "К".
Тариф на поставку холодной воды потребителям коммунальной услуги утвержден для ООО "К" Постановлением ГК ЕТО от 29.11.2012 № 49/244. Однако предприятием услуги по водоснабжению фактически не оказываются.
Взимание платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуального узла учета холодной воды производилось через кассовый аппарат МУП "УКХ Канашево", согласно калькуляции плата за указанную услугу взималась в размере 451 рубль 32 копейки.
Рассмотрев представленные пояснения, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о необходимости произвести замену ответчика ООО "К" на МУП "УКХ Канашево". В связи с чем 26.02.2014 Челябинское УФАС России вынесло определение о привлечении в качестве ответчика МУП "УКХ Канашево".
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП "УКХ Канашево" нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).
Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг вводу в эксплуатацию (опломбировке) индивидуального узла учета холодной воды на территории с. Канашево Красноармейского района Челябинской области в период с 2012 года по 2013 год.
В результате проведенного анализа было установлено, что указанный товарный рынок характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
Хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) индивидуального узла учета холодной воды на территории с. Канашево Красноармейского района Челябинской области, в период с 2012 года по 2013 год является МУП "УКХ Канашево".
Следовательно, предприятие подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
В силу своего доминирующего положения на указанном рынке МУП "УКХ Канашево" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
2. МУП "УКХ Канашево" установлена плата за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета горячей воды в размере 440 (четыреста сорок) рублей за один прибор учета.
В соответствии с законодательством существует два вида опломбирования индивидуальных приборов учета.
Первый - установка пломбы на индивидуальный прибор учета его изготовителем (при первичной поверке) для предотвращения несанкционированного доступа к его внутренним частям и изменения показаний без видимого повреждения самого счетчика и (или) пломбы, что соответствует положениям пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Второй вид опломбирования имеет целью пресечь отбор коммунального ресурса, не учтенного индивидуальным прибором учета. Соответствующая пломба устанавливается уже после монтажа индивидуального прибора учета на сетях, и заинтересован в ней прежде всего поставщик ресурса. Именно за такой услугой обратился заявитель в ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом, опломбирование места установки индивидуального прибора учета чаще всего связывают с его вводом в эксплуатацию, без такой пломбы исполнитель не принимает показания счетчика при расчете платы за коммунальные услуги, что исключает возможность для потребителя использования прибора учета по назначению.
В соответствии с пунктом 52 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирные) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета; допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета коммунальных ресурсов и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета нельзя считать самостоятельной услугой, поскольку само по себе такое действие не имеет ценности для потребителя (для потребителя нет разницы, будет ли место установки индивидуального прибора учета опломбировано).
Частями 5 и 5.1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) установлена обязанность, в частности, собственников помещений в многоквартирном доме обеспечить оснащение домов индивидуальными приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В нормативных правовых актах нет указания на возмездность оказания потребителю услуги по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию в целом и его опломбированию в частности.
Законодатель определил в правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от от 06.05.2011 № 354, в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.
Таким образом, получение потребителем услуги по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а обусловлено тем, что ресурсоснабжающей организацией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки прибора учета.
Следовательно, взимание платы за опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета как за оказание самостоятельной услуги является незаконным и ущемляет права и интересы граждан.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), который регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения).
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона о водоснабжении приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Следовательно, Закон о водоснабжении определяет, что услуги опломбирования приборов учета с 1 января 2013 года ресурсоснабжающие организации оказывают без взимания платы.
Таким образом, являются неправомерными действия МУП "УКХ Канашево", выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия МУП "УКХ Канашево", выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета холодной воды, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по опломбировке (принятию в эксплуатацию) индивидуального прибора учета холодной воды на территории с. Канашево Красноармейского района Челябинской области.
У МУП "УКХ Канашево" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: не взимать плату за услугу по опломбировке (принятию в эксплуатацию). Однако МУП "УКХ Канашево" не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах МУП "УКХ Канашево" признается виновным в совершении действий, противоречащих требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции в полномочия антимонопольного органа входит выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссией запрошена информация о сумме выручки, полученной ОАО МУП "УКХ Канашево" на территории с. Канашево Красноармейского района Челябинской области от оказания услуг по опломбировке (принятию в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды, которая за 2013 год составила 9929 рублей.
С учетом представленной МУП "УКХ Канашево" информации в федеральный бюджет подлежит перечислению доход предприятия, полученный от оказания услуг по опломбировке (принятию в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячей воды населению, то есть 9929 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать доминирующим положение МУП "УКХ "Канашево" на рынке услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета на территории с. Канашево Красноармейского района Челябинской области.
2. Признать действия МУП "УКХ "Канашево", выразившиеся во взимании платы за опломбировку индивидуальных приборов учета на территории с. Канашево Красноармейского района Челябинской области, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать МУП "УКХ "Канашево" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от деятельности, признанной нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
4. Выдать МУП "УКХ "Канашево" предписание о прекращении действий, признанных нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Е.Г.СЕМЕНОВА

Члены Комиссии
Д.А.ДОЗМОРОВА
С.С.ПОТАПЧЕНКО
Ю.Ю.ПУЗАНКОВА
Е.В.АКСЕНОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ № 10
от 10 апреля 2014 г. по делу № 52-03/2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:
Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
Потапченко Светлана Сергеевна - специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
Пузанкова Юлия Юрьевна - начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;
Аксенова Елена Валерьевна - ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 2 апреля 2014 года по делу № 52-03/13 о нарушении МУП "УКХ "Канашево" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП "УКХ "Канашево" прекратить нарушение, выразившееся во взимании платы за опломбировку индивидуальных приборов учета холодной воды на территории с. Канашево Красноармейского района Челябинской области;
2. МУП "УКХ "Канашево" в качестве доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 26 мая 2014 года представить в Челябинское УФАС России доказательства прекращения взимания платы за опломбировку индивидуальных приборов учета холодной воды на территории с. Канашево Красноармейского района Челябинской области.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Е.Г.СЕМЕНОВА

Члены Комиссии
Д.А.ДОЗМОРОВА
С.С.ПОТАПЧЕНКО
Ю.Ю.ПУЗАНКОВА
Е.В.АКСЕНОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ № 11
от 10 апреля 2014 г. по делу № 52-03/2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:
Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
Потапченко Светлана Сергеевна - специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
Пузанкова Юлия Юрьевна - начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;
Аксенова Елена Валерьевна - ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 2 апреля 2014 года по делу № 52-03/13 о нарушении МУП "УКХ "Канашево" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП "УКХ "Канашево" в срок до 15 мая 2014 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в размере 9929,04 рубля (девять тысяч девятьсот двадцать девять рублей 4 коп.).
2. МУП "УКХ "Канашево" в срок до 26 мая 2014 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду КБК 16111602010010000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России) ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Е.Г.СЕМЕНОВА

Члены Комиссии
Д.А.ДОЗМОРОВА
С.С.ПОТАПЧЕНКО
Ю.Ю.ПУЗАНКОВА
Е.В.АКСЕНОВА


------------------------------------------------------------------