По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26.03.2014 по делу N 19-2014 <О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в отсутствии существенной информации обо всех условиях, которые необходимо выполнить для получения приза>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу № 19-2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:
Л.Н. Галичина - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии:
Н.В. Соболь - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
А.П. Пивоварова - главный государственный инспектор отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 19-2014 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе) по факту распространения рекламы "Самый большой приз 2013 года автомобиль <...> стоимостью 2000000 рублей до сих пор не вручен!" в газете "И" (г. Челябинск) от 6 апреля 2013 года,
в отсутствие ООО "Группа компаний Т", ООО "Р", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей,
УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области из Региональной общественной приемной Председателя Партии "Единая Россия" поступило заявление <...> о ненадлежащей публикации "Самый большой приз 2013 года автомобиль <...> стоимостью 2000000 рублей до сих пор не вручен!", которая размещена в газете "И".
Из заявления следует, что условием получения приза являлось совпадение числа 113 с паспортными данными физического лица в результате их математического сложения. Номер 113 совпал с его паспортными данными, и он позвонил по указанному в рекламе телефону. По телефону ему объяснили, что, для того чтобы претендовать на получение приза, необходимо сделать заказ из каталога. После телефонного звонка ему также прислали письмо по почте, где были указаны эти же требования. Заявитель сделал заказ товара из каталога "Товары со всего света" и оплатил его. От дирекции каталога он получил письменное подтверждение, что выиграл деньги. Однако денежный приз он так и не получил. Вместе с тем заявителю по почте постоянно стали приходить письма, в которых содержалось предложение купить товары из каталога. Таким образом, по мнению заявителя, обещая выигрыш крупной суммы денег, его принуждали приобретать товары. Заявитель считает данную акцию обманом.
По сведениям редакции газеты "И" ООО "К-Л" на запрос Челябинского УФАС России договор на размещение рекламы заключило ООО "Группа компаний Т".
Челябинским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО "Группа компаний Т" по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку сведения о вручении обладателю числа 113 автомобиля <...> или денежных средств в сумме 2000000 рублей не соответствуют действительности, так как потребитель выполнил все указанные в опубликованной информации о призах условия, но приз не получил.
ООО "Группа компаний Т" в своих объяснениях указало, что является рекламным агентом по договору с ООО "Р", рекламный макет представлен ООО "Р".
ООО "Р" были представлены письменные объяснения, суть которых сводится к следующему.
В рамках договора с ООО "Группа компаний Т" ООО "Р" разместило в газете "И" рекламу стимулирующего мероприятия "Самый большой приз автомобиль <...> стоимостью 2000000 рублей до сих пор не вручен!", которое проводилось с 10 апреля 2013 года по 28 июня 2013 года с последующим переносом финала на 17 октября 2013 года. Стимулирующее мероприятие проводилось в соответствии с утвержденными Правилами. Заявитель позвонил по указанному в рекламе телефону и сообщил свои данные для получения в дальнейшем товарного каталога. Затем заявитель заказал 2 товара, оплатив при этом 7 мая 2013 года 1248 рублей и 30 мая 2013 года 948 рублей. Сумма заказа заявителя была намного меньше, чем суммы заказов избранных обладателей денежных призов, поэтому заявитель не был избран обладателем призов акции. На основании решения специальной комиссии обладателями денежных призов избраны 4 физических лица.
ООО "Р" считает, что не нарушало рекламное законодательство. В подтверждение ссылается на результаты внеплановой документарной проверки, проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмурской Республике в отношении ООО "Группа компаний Т" по факту размещения этой же рекламы в газете "Успех Каждому", в ходе которой признаки нарушения рекламного законодательства при размещении рекламы не установлены.
Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
На странице 4 газеты "И" (г. Челябинск) от 6 апреля 2013 года размещена следующая информация: "Вручение призов продолжается! Самый большой приз 2013 года автомобиль <...> 2000000 рублей до сих пор не вручен! Именно Вы можете стать хозяином нового автомобиля <...>! 2 суперприза уже вручены! Прямо сейчас проверьте, принадлежит ли Вам выигрышный номер 113: Возьмите две последние цифры года, в котором Вы родились. Теперь добавьте Ваш возраст, достигнутый в 2013 году. Если в результате получилось 113 - поздравляем! Скорее звоните! Позвоните по телефону и станьте хозяином автомобиля <...> или 2000000 рублей на Ваш выбор! 8 (800)333-54-64 Звонок бесплатный с мобильного и городского телефона".
Внизу газетной полосы размещена информация об организаторе данного стимулирующего мероприятия ООО "Р" и условиях получения приза.
При этом расположение всей информации на газетной полосе свидетельствует о том, что наибольшее внимание читателей газеты направлено на привлекательную информацию: "Самый большой приз 2013 года автомобиль <...> стоимостью 2000000 рублей до сих пор не вручен! ...Именно Вы можете стать хозяином нового автомобиля <...>!..", поскольку данные сведения выполнены крупным размером шрифта и занимают 1/3 часть площади рекламной публикации. А условия, которые необходимо обязательно выполнить для получения приза, то есть непривлекательная для читателей информация, указаны очень мелким шрифтом в конце рекламной публикации, что приравнивается к их отсутствию.
Это приводит к тому, что читатели, увидев привлекательную информацию и не видя иной информации, в частности о необходимости неоднократно выполнить ряд определенных действий по заказу товара из каталога, вводятся в заблуждение, поскольку могут полагать, что каждый потребитель, у кого в результате математического сложения получилось число 113, получит автомобиль <...>.
Вместе с тем, согласно условиям проведения маркетинговой акции, акция состоит из нескольких этапов. На первом этапе предлагается путем расчета узнать выигрышный номер. Клиент объявляется победителем, если в результате расчета получился выигрышный номер 113. Статус победителя предоставляет клиенту возможность позвонить по указанному номеру телефона и выразить свое согласие на получение товарного каталога и набора документов информационного характера для дальнейшего участия в акции. На втором этапе клиенты, сделавшие и оплатившие заказ из полученного товарного каталога, становятся зарегистрированными участниками акции и при выполнении всех необходимых условий в финале акции могут претендовать на получение главного приза 1800000 рублей и дополнительных премий в размере 200000 рублей и 400000 рублей. Обладатель главного приза и обладатель дополнительных премий будут определены не случайным образом, а специальной комиссией с учетом суммы заказа (максимальной), даты поступления заказа, факта поступления в полном объеме оплаты по данному заказу (в соответствии с данными об оплате, поступившими от кредитной организации). Регистрация на участие в маркетинговой акции завершается за два дня до финала акции (по почтовому штемпелю).
Следовательно, в рекламе стимулирующего мероприятия "Самый большой приз 2013 года автомобиль <...> 2000000 рублей до сих пор не вручен!" отсутствует существенная информация обо всех условиях, которые необходимо обязательно выполнить для получения приза.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
С учетом изложенного реклама стимулирующего мероприятия "Самый большой приз 2013 года автомобиль <...> 2000000 рублей до сих пор не вручен!.." нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия пришла к выводу о переквалификации нарушения с пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" на часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Доводы ООО "Р" о том, что в этой же рекламе, размещенной в другой газете "Успех Каждому", антимонопольный орган не усмотрел нарушения рекламного законодательства, Комиссией не принимаются, поскольку в газете "Успех Каждому" непривлекательная для потребителей информация об условиях получения приза могла быть выполнена крупным размером шрифта в отличие от публикации в газете "И".
Частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "Р" как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу стимулирующего мероприятия "Самый большой приз 2013 года автомобиль <...> стоимостью 2000000 рублей до сих пор не вручен!..", размещенную в газете "И" (г. Челябинск) от 6 апреля 2013 года, в которой отсутствует существенная информация обо всех условиях, которые необходимо выполнить для получения приза, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Р" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не передавать, поскольку реклама размещалась в газете "И" (г. Челябинск) от 6 апреля 2013 года один раз и установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности для привлечения к административной ответственности истек 6 апреля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.

Председатель Комиссии
Л.Н.ГАЛИЧИНА

Члены Комиссии
Н.В.СОБОЛЬ
А.П.ПИВОВАРОВА


------------------------------------------------------------------