Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2014 по делу N А76-707/2014 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим решения Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 74:36:0504006:0013 к территориальной зоне А.1.4>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. по делу № А76-707/2014
Резолютивная часть решения объявлена 10.04.2014 г.
Полный текст решения изготовлен 11.04.2014 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Костылева И.В., судей Бастена Д.А., Белякович Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-кафе"
к Челябинской городской Думе,
о признании недействующим решения от 09.10.2012 № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы в части, касающейся придания земельному участку с кадастровым номером 74:36:05 04 006:0013, статуса территории А.1.4.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Администрация г. Челябинска,
- Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска,
- Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска.
при участии Прокурора Челябинской области.
при участии в заседании:
от заявителя: Выползова А.А. - представителя по доверенности от 19.02.2014, паспорт
от ответчика: Беловолова Е.С. - представителя по доверенности от 15.05.2013, служебное удостоверение.
от третьих лиц:
от Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска: Герасимовой А.Б. - представителя по доверенности от 18.12.2013, служебное удостоверение.
от Администрации г. Челябинска: Диниевой А.Д. - представителя по доверенности от 12.03.2012, служебное удостоверение.
от Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска: не явился, извещен.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дизайн-кафе" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующим решения Челябинской городской Думы от 09.12.2012 № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" в части, касающейся придания земельному участку с кадастровым номером 74:36:0504006:0013, расположенному на ул. Лесопарковой в Центральном районе г. Челябинска, статуса территории, находящейся в территориальной зоне А.1.4, как не соответствующего положениям Градостроительного кодекса РФ.
В обоснование заявления указано, что отнесение принадлежащего Заявителю на праве аренды спорного земельного участка к зоне А.1.4. (парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные) делает невозможным строительство на данном земельном участке здания офиса с кафе на первом этаже и подземной автопарковкой.
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Челябинская городская Дума представила отзыв на заявление (т. 1 л.д. 75 - 77), в котором просит в удовлетворении заявления отказать. При этом отметила, со ссылкой на правовую позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении Президиума от 18.06.2013 г. по делу № А55-23145/10, что заявитель вправе использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, несмотря на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный земельный участок находятся в зоне А.1.4.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные ими в заявлении и в отзыве на заявление соответственно.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда от 25.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Челябинска (далее - Администрация), главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - ГУАиГ), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУИиЗО).
Представитель Администрации г. Челябинска считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ГУАиГ г. Челябинска считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
КУИиЗО г. Челябинска явку представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Прокурор Челябинской области представил отзыв на заявление, в котором со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 136/13 поддержал позицию Ответчика (т. 2 л.д. 39 - 41).
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление ООО "Дизайн-кафе" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Заявителю на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:36:0504006:0013, расположенный на ул. Лесопарковой в Центральном районе г. Челябинска, что подтверждается договором аренды от 10.12.2007 г. (т. 1 л.д. 36 - 46).
Срок аренды, с учетом дополнительного соглашения от 01.06.2010 г. (т. 1 л.д. 46), установлен до 10.12.2013 г.
Земельный участок по договору аренды передан Заявителю для строительства здания офиса с кафе на первом этаже и подземной парковкой.
В кадастровом плане спорного земельного участка указано разрешенное использование: "Для строительства здания офиса с кафе на первом этаже и подземной парковкой" (т. 1 л.д. 67).
Решением Челябинской городской Думы от 09.12.2012 № 37/13 (12.10.2012 опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" № 81, а также в Сборнике правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва от 09.10.2012 выпуск № 37), в частности, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0504006:0013 отнесен к территориальной зоне А.1.4. (парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные), что, по мнению заявителя, делает невозможным строительство на данном земельном участке планируемого здания, а потому нарушает права и законные интересы ООО "Дизайн-кафе" в экономической сфере.
Не согласившись с вышеуказанным решением Челябинской городской Думы в оспариваемой части, полагая, что последнее не соответствует положениям статьи 34 ГрК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично оспариваемое решение содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, издано в установленном статьями 8, 32 ГрК РФ, статьями 16, 35, 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) порядке управомоченным органом местного самоуправления, поэтому является нормативным муниципальным правовым актом.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Рассмотрение настоящего спора относится к ведению арбитражного суда.
На основании части 4 статьи 32 РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, для признания оспариваемых актов не действующими полностью или в части необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных актов нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу статьи 8 ГрК РФ и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Подготовка проекта и внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, согласно которым, осуществляется:
подготовка проекта правил землепользования и застройки,
утверждение, состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки,
проверка проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации
проводятся публичные слушания в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.
В силу части 2 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 31 ГрК РФ публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа.
В соответствии со статьей 19 Устава города Челябинска для реализации права граждан на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления и публичного обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных общественно значимых вопросов в городе Челябинске могут проводиться публичные (общественные) слушания.
В соответствии с пунктом 15 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1, публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки, проекту внесения изменения в них назначаются главой города.
В соответствии с пунктом 28 указанного Положения оргкомитет (комиссия) заблаговременно извещает население города через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях.
Главой города Челябинска издано распоряжение от 25.06.2009 № 2371 "О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске", которым главному управлению архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска поручено обеспечить разработку проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в города Челябинске, после согласования проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске обеспечить проведение публичных слушаний по его рассмотрению, представить главе города проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске, протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний в целях дальнейшего их направления в Челябинскую городскую Думу.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", со статьями 31 - 33 ГрК РФ постановлением администрации города Челябинска от 24.08.2010 № 254-п утверждено Положение о Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске.
В соответствии с Положением о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске (далее - Комиссия):
является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным в целях подготовки проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске и проектов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске;
обеспечивает подготовку проектов решений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске для наиболее эффективного использования территории города Челябинска и в целях приведения Правил землепользования и застройки в городе Челябинске в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации;
готовит заключение по поступившим предложениям о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске, в котором содержатся рекомендации о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе администрации города.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 31, 32, 33, 39, 40, 46 ГрК РФ, решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1 "Об утверждении Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске" администрацией города Челябинска распоряжением от 04.02.2011 № 595 утвержден состав оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний.
На основании пункта 2 решения Челябинской городской Думы от 26 октября 2010 г. № 18/12 "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска" газета "Вечерний Челябинск" является официальным источником опубликования муниципальных правовых актов Челябинской городской Думы, нормативных правовых актов главы города Челябинска (Председателя Челябинской городской Думы) и муниципальных правовых актов администрации города Челябинска.
Постановление главы города Челябинска от 16.04.2012 № 24-пг "О назначении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки" опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" 20.04.2012.
В указанной публикации содержится информация для жителей города Челябинска, о том, что с графическими материалами к публичным слушаниям по проекту Правил землепользования и застройки города Челябинска можно ознакомиться в Доме архитектора (г. Челябинск, проспект Ленина, 41 а) с 27.04.2012, а также на официальном сайте администрации города Челябинска www.cheladmin.ru.
26.04.2012 состоялось заседание оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний, на котором в числе прочих, рассмотрен вопрос о Проекте правил землепользования и застройки города Челябинска и принято решение организовать экспозицию в Доме архитектора по адресу: г. Челябинск, проспект Ленина, 41, и провести публичные слушания по рассмотрению проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Челябинска 5 июля 2012 года в 14-00 часов в Доме архитектора.
Протокол заседания оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний № 15 от 26.04.2012 опубликован в газете "Вечерний Челябинск" 04.05.2012.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 ГрК РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 33 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, для регистрации в качестве участника публичных слушаний лицо, имеющее право на участие, подает в оргкомитет (комиссию) в письменной форме предложения по вопросу публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 39 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1 участники слушаний, эксперты вправе:
1) в письменном виде представить в оргкомитет свои рекомендации, предложения, возражения по вопросу публичных слушаний;
2) снять свои рекомендации и (или) присоединиться к предложениям, выдвинутым другими участниками публичных слушаний;
3) участвовать в обсуждении вопроса публичных слушаний, задавать вопросы докладчикам в соответствии с регламентом проведения публичных слушаний;
4) знакомиться с документами публичных слушаний (проектом муниципального правового акта, являющегося вопросом публичных слушаний).
Решения участников слушаний, экспертов об изменении их позиции по рассматриваемому вопросу отражаются в протоколе.
Рассмотрение Комиссией предложений физических и юридических лиц о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске поступивших на рассмотрение комиссии в ходе публичных слушаний, состоялось 28.06.2012, а также 13.07.2012.
Протоколы заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 28.06.2012 № 10 и от 13.07.2012 № 11 опубликованы в газете "Вечерний Челябинск" 07.09.2012.
Публичные слушания о проекте Правил землепользования и застройки в городе Челябинске проведены 05.07.2012, о чем свидетельствует протокол проведения публичных слушаний № 25/1.
На обсуждение на публичных слушаниях представлены:
Карта правового зонирования территории города Челябинска - существующее положение;
Карта Градостроительного зонирования территории города Челябинска с предложениями по внесению изменений, опубликованная на официальном сайте администрации города Челябинска;
Карта Градостроительного зонирования территории города Челябинска с учетом предложений поступивших в Комиссию после опубликования на официальном сайте администрации города Челябинска.
В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 31 ГрК после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии с пунктами 42, 43 Положения по итогам проведения публичных слушаний принимается итоговый документ.
Итоговый документ принимается путем прямого открытого голосования и подписывается председательствующим на публичных слушаниях и членами секретариата публичных слушаний.
Обязательным приложением к итоговому документу является протокол публичных слушаний, подписанных председательствующим на публичных слушаниях и членами секретариата публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 48 Положения Оргкомитет (комиссия) обеспечивает публикацию итогового документа публичных слушаний в средствах массовой информации не позднее 15 дней со дня проведения публичных слушаний. Если объем итогового документа превышает 20 тысяч знаков, допускается публикация сокращенного варианта итогового документа.
По результатам проведения публичных слушаний с учетом поступивших предложений, составлено заключение Комиссии о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 23.07.2012, которое опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" 27.07.2012. В последующем проект Правил землепользования и застройки в городе Челябинске внесен главой администрации города Челябинска для утверждения Челябинской городской Думой.
В соответствии со статьей 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Согласно части 1 статьи 24 Устава города Челябинска, Челябинская городская Дума является представительным органом муниципального образования, к компетенции которого относится принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, перечень которых определен статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 26 Устава города Челябинска.
09.10.2012 Челябинской городской Думой принято решение № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы".
P.S данного решения указано "Полный текст решения будет опубликован в выпуске № 37 Сборника правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва (официальное издание), октябрь 2012 (третье чтение).".
В материалы дела представлен указанный Сборник с текстом оспариваемого решения (т. 1 л.д. 78).
Согласно пункту 2 статьи 44 Устава города Челябинска правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания.
Официальные источники опубликования правовых актов органов местного самоуправления определяются решением городской Думы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 решения Челябинской городской Думы от 26.06.2012 № 35/41 "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска" официальным источником опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска является газета "Вечерний Челябинск" и "Сборник правовых актов Челябинской городской Думы (официальное издание)" - для официального опубликования муниципальных правовых актов Челябинской городской Думы.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ (Порядок установления территориальных зон) при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
2. Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
При рассмотрении настоящего спора суд учитывает, что подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право лица по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников (арендаторов) земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Довод заявителя о том, что принятие частично оспариваемого нормативного правового акта создает ему препятствия для дальнейшей эксплуатации вышеуказанного земельного участка является ошибочным.
Положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник (арендатор) вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов. Данной нормой права прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Следовательно, принятие частично оспариваемых Правил не исключает возможность использования заявителем спорного земельного участка по целевому назначению.
Аналогичная позиция нашла отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 № 136/13 по делу № А55-23145/2010.
Довод заявителя о том, что Администрацией г. Челябинска было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта в письме от 25.05.2013 г. № 40-5435 не является основанием для удовлетворения требования заявителя, поскольку:
- довод Администрации об отнесении спорного земельного участка к территориальной зоне А.1.4 был только одним из нескольких оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство,
- в данной части Заявитель не оспорил данный довод Администрации в арбитражном суде на предмет соответствия требованиям ГрК РФ.
При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для признания вышеуказанного нормативного правового акта недействующим в оспариваемой его части.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, судом отклоняются как основанные на неверном толковании закона. Указанные в данном заявлении обстоятельства не позволяют суду безусловно признать обоснованным довод Общества о нарушении оспариваемой частью решения Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 прав и законных интересов заявителя, а также сделать вывод о том, что издание частично оспариваемого муниципального правового акта вступает в противоречие с нормами градостроительного либо земельного законодательства.
В связи с вышеизложенным, требования Заявителя удовлетворению не подлежат.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле производится в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Признать решение Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 74:36:0504006:0013 к территориальной зоне А.1.4. соответствующим положениям статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
И.В.КОСТЫЛЕВ
Судьи:
Д.А.БАСТЕН
Е.В.БЕЛЯКОВИЧ
------------------------------------------------------------------