По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Челябинского областного суда от 17.04.2014 по делу N 3-23/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 6 пункта 10 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы", утв. постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 N 425-П>



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. по делу № 3-23/2014

17 апреля 2014 года Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л.
при секретаре И.А.,
с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Корневой Н.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.В. об оспаривании в части нормативного правового акта - Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы", утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 года № 425-П, и

установил:

Г.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта - пп. 6 п. 10 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы", утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 года № 425-П и просил признать оспариваемую норму противоречащей федеральному законодательству и недействующей. Требования мотивировал тем, что его отец Г.А. являлся участником Великой Отечественной войны, в ходе которой он получил ранение и умер 12 августа 1943 года. Заявитель является членом семьи Г.А., т.е. членом семьи военнослужащего, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Министерство социальных отношений Челябинской области отказало ему в выдаче удостоверения о праве на льготы, необходимого для подтверждения наличия у него статуса члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны. В настоящее время заявитель является нетрудоспособным в силу возраста и получает трудовую пенсию. Считает, что с момента выхода на пенсию он стал нетрудоспособным и имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Оспариваемая норма, предусматривающая необходимость приложения к заявлению о выдаче удостоверения о праве на льготы пенсионного удостоверения или справки о получении пенсии по случаю потери кормильца (о наличии права на ее получение), по мнению заявителя, противоречит п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", постановлению Министерства труда и социального развития РФ № 16 и Пенсионного Фонда РФ № 19па от 27 февраля 2002 года "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Заявитель также ссылается на нарушение оспариваемой нормой его прав на получение удостоверения о праве на льготы, что лишает его мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" и возможности оформления пенсии по случаю потери кормильца как члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны. В судебном заседании Г.В. заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Челябинской области А.О., действующая на основании доверенности от 26.12.2013 года, с требованиями заявителя не согласилась, указав на то, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству и принята органом государственной власти Челябинской области в соответствии с его полномочиями.
Выслушав пояснения Г.В., представителя Правительства Челябинской области, заключение прокурора, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы" не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, несоответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям.
В соответствии со ст. 8 Устава (Основного Закона) Челябинской области систему органов государственной власти области составляют законодательный (представительный) орган области - Законодательное Собрание Челябинской области, высший исполнительный орган области - Правительство Челябинской области и иные органы исполнительной власти области.
Статья 2 Закона Челябинской области от 27.11.2003 № 200-ЗО "О структуре исполнительных органов государственной власти Челябинской области" предусматривает, что в структуру исполнительных органов государственной власти области входят Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области и иные исполнительные органы государственной власти области, в том числе отраслевые и межотраслевые органы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 года № 425-П утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы".
Постановление Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 года № 425-П опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 10 декабря 2011 года № 298.
В настоящее время Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы" (далее - Административный регламент) действует в редакции постановлений Правительства Челябинской области от 16 ноября 2012 года № 9-П, от 19 сентября 2012 года № 496-П, от 20 марта 2013 года № 110-П, от 19 сентября 2013 года № 296-П и от 16 апреля 2014 года № 141-П, которые были официально опубликованы в установленном порядке.
Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 и п. 6 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 13.12.2010 года № 293-П, принятого в целях реализации положений п. 14 ст. 13 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", административный регламент разрабатывается на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов Челябинской области и нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области, а также уставов организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, устанавливающих основания выполнения, сроки и последовательность административных процедур и (или) принятия решений в процессе предоставления государственных услуг.
Административный регламент утверждается постановлением Правительства Челябинской области.
Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Пунктом 10 Административного регламента устанавливается перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, где помимо предоставления заявления по форме, установленной Министерством социальных отношений (пп. 1), документа, удостоверяющего личность заявителя (пп. 2), документа о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим) ветераном, свидетельства о смерти (извещение о гибели) погибшего (умершего) ветерана (пп. 4), документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему) ветерану (пп. 5), предусмотрено предоставление пенсионного удостоверения либо справки о получении пенсии по случаю потери кормильца (о наличии права на ее получение), выданной органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии (пп. 6).
Документы, указанные в подпунктах 5 и 6 настоящего подпункта запрашиваются органами социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Заявитель вправе по собственной инициативе самостоятельно представить документы, указанные в подпунктах 5 и 6 настоящего пункта.
Кроме того, пунктом 10 Административного регламента предусмотрено предоставление документов, подтверждающих факт одинокого проживания супруги (супруга) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, или проживания с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения (пп. 7), и фотографий (пп. 8).
Положения п. 10 Административного регламента согласуются с требованиями п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предусматривающего в качестве одного из основных принципов предоставления государственной услуги заявительный порядок обращения за ее предоставлением.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения (ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах").
Положениями пунктов 1, 2 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: 1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; 2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и не работают; 3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами; 4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
В Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 г. № 69 (с изменениями от 30.07.2004 г.), указано, что права и льготы лицам, указанным в ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы (п. 2.16).
Следовательно, положения п. 10 Административного регламента согласуются и не противоречат требованиям ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предусматривающего ограничения в праве органов, предоставляющих государственные услуги, требовать от заявителя предоставления тех или иных документов и информации, поскольку включают в перечень документов, документы и информацию необходимую для предоставления государственной услуги, т.е. документы, которые подтверждают отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Челябинска от 5 декабря 2013 года Г.В. отказано в удовлетворении заявления о признании за ним права на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с гибелью в 1943 году его отца - участника Великой Отечественной войны, поскольку заявитель не имеет статуса члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны и не имеет права на пенсию по случаю потери кормильца.
Оспаривая пп. 6 п. 10 Административного регламента, заявитель ошибочно полагает о наличии у него статуса члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны с правом на льготы, предоставляемые этой категории граждан, и что данная норма препятствует ему реализовать права, предусмотренные в статье 21 Федерального закона "О ветеранах".
Оспаривая положения пп. 6 п. 10 Административного регламента заявитель, как следует из представленных в суд материалов, настаивает на установлении таких же прав на получение удостоверения о праве на льготы гражданам, которые, являясь детьми погибших участников Великой Отечественной войны, не имеют права на пенсию по случаю потери кормильца.
Между тем разрешение этого вопроса не входит в полномочия суда, как они определены ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Оспариваемая норма, по существу ставящая в зависимость право на получение государственной услуги - получение удостоверения о праве на льготы, от наличия или отсутствия права гражданина на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца, не противоречит положениям ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", Федеральному закону "О трудовых пенсиях в РФ", постановлению Министерства труда и социального развития РФ № 16 и Пенсионного фонда РФ № 19па от 27 февраля 2002 года "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", направлена на обеспечение социальной защиты этой категории граждан и не может рассматриваться как нарушающая права заявителя как лица, к ней не относящегося.
Суд полагает основанными на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки категории граждан, указанных в ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", доводы заявителя о том, что он по достижению пенсионного возраста как нетрудоспособное лицо имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку ранее, когда он был в несовершеннолетнем возрасте, на его содержание его матери назначалась и выплачивалась в период с 01.10.1950 по 03.01.1954 года пенсия в соответствии с Постановлением СНК СССР от 16 июля 1940 года № 1269, поскольку ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" эти лица не отнесены к категории граждан, которые имеют право на получение мер социальной поддержки в связи с потерей кормильца независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Вопреки доводам заявителя удостоверение о праве на льготы не является документом, на основании которого у пенсионного органа возникает обязанность назначить заявителю пенсию по случаю потери кормильца как члену семьи погибшего участника Великой Отечественной войны.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемая норма не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, основания для удовлетворения заявления Г.В. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253, 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Г.В. в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Судья
Г.Л.ТУРКОВА


------------------------------------------------------------------