По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28.04.2014 по делу N 11-4417/2014 <В удовлетворении иска о взыскании задолженности по оплате ученических отпусков с компенсацией за нарушение срока выплат отказано правомерно, поскольку дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов>



СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу № 11-4417/2014

Судья Тимонцев В.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Давыдовой Т.И., Жуковой Н.А.,
при секретаре Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 апреля 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Т.Н. на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 27 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

установила:

Т.Н. обратилась в суд с иском к ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" и с учетом уточнения исковых требований просила взыскать с ответчика задолженность по оплате ученических отпусков с компенсацией за нарушение срока выплат.
В обоснование иска указала, что с 16 января 2012 года по 5 ноября 2013 года состояла с ответчиком в трудовых отношениях. В период действия трудового договора ей дважды предоставлялись отпуска в связи обучением с сохранением за ней среднего заработка. Проанализировав произведенный ответчиком расчет среднедневного заработка для оплаты ученических отпусков, она выявила, что в расчет не были включены премии, выплаченные на основании приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фонда денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ", в результате чего ей не доплатили отпускные 10 554 руб. 25 коп. за первый отпуск, 59 638 руб. 80 коп. - за второй.
Истица в судебном заседании суда первой инстанции на иске настаивала.
Представитель ответчика Т.Л., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что премии, выплачиваемые в соответствии с названным истицей приказом не входят в систему оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, не являются обязательной и гарантированной выплатой, поэтому правомерно не были учтены при определении среднего дневного заработка истицы для оплаты ученических отпусков. Кроме того, заявила о применении последствий пропуска срока, установленного для обращения в суд статьей 392 Трудового кодекса РФ.
Представитель третьего лица войсковой части 89547 в суд не явился при надлежащем извещении о времени и месте проведения судебного заседания.
Решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано.
Истица в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Настаивает на том, что премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010, не носят социального характера, входят в систему оплаты труда, а, следовательно, должны учитываться при исчислении среднего дневного заработка для оплаты отпуска.
На апелляционную жалобу истицы ответчиком представлены письменные возражения, где указано на законность и обоснованность выводов суда, неправильное толкование истицей норм материального права.
Стороны, третье лицо при надлежащем извещении в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно частям первой и второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Т.Н. работала в войсковой части 89547 Федерального бюджетного Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны РФ в должности инструктора по работе с семьями военнослужащих отделения воспитательной работы на основании трудового договора с 16 января 2012 года; 1 июля 2013 года переведена на должность психолога в группу психологической работы, 5 ноября 2013 года уволена в порядке перевода в военную комендатуру гарнизона по пункту 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ (л.д. 9 - 11, 12 - 13).
Заключенным сторонами трудовым договором установлены условия оплаты труда работника, предусматривающие оклад (тарифную ставку) в размере 6 352 руб., выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты по итогам работы за месяц в размере, не превышающим 25 % оклада (ставки), а также другие стимулирующие выплаты, устанавливаемые работодателем (л.д. 12 - 13).
В период работы Т.Н. на основании приказов (распоряжений) командира войсковой части от 14 января 2013 года и 5 февраля 2013 года ей предоставлялись учебные отпуска: с 11 января 2013 года по 4 февраля 2013 года продолжительностью 25 календарных дней (л.д. 16), с 5 февраля 2013 года по 04 июня 2013 года продолжительностью 120 календарных дней (л.д. 17).
На основании приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" Т.Н. были выплачены премии в соответствии с приказами работодателя о премировании гражданского персонала (л.д. 44 - 52, 58 - 60).
Материалами дела подтверждается, что указанные премии не учтены работодателем при расчете оплаты за время учебных отпусков Т.Н. (л.д. 34 - 43).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно исходил из того, что премии, установленные приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не входят в систему оплаты труда, применяемой работодателем, не носят постоянного характера, в связи с чем на основании статьи 139 Трудового кодекса РФ не подлежат включению в средний дневной заработок истца, учитываемый для расчета оплаты отпуска.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и соответствует нормам материального права, подлежащим применению.
В силу статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из материалов дела усматривается, что оплата труда Т.Н. производилась в соответствии с действующей системой оплаты труда на условиях, установленных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583", которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указанным Положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.
Таким образом, правовые основания для включения в расчет среднего заработка для исчисления оплаты отпусков Т.Н. дополнительного материального стимулирования, предусмотренного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", у суда отсутствовали.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы истца, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Т.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.СКРЯБИНА

Судьи
Т.И.ДАВЫДОВА
Н.А.ЖУКОВА


------------------------------------------------------------------