По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13.05.2014 по делу N 11-4415/2014 <Требования об отмене муниципальных актов об исключении молодой семьи из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворены правомерно, поскольку доказательств тому, что земельный участок был предоставлен семье в порядке, установленном подпрограммой "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", заинтересованными лицами не представлено>



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу № 11-4415/2014

Судья: Гладких Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Кучина М.И., Свинцовой Г.В.,
при секретаре Б.П.,
13 мая 2014 года в открытом судебном заседании в г. Челябинске рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 26 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, пояснения представителей: заинтересованных лиц администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - С.О., администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - Т.В.И., заявителей Л-х С.В. и Е.А. - адвоката Аскаровой Н.И., судебная коллегия

установила:

Л.С., Л.Е. обратились в суд с заявлением, которым с учетом уточнений просили признать незаконным и отменить:
- постановление администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области № 181 от 17.09.2013 г. об исключении молодой семьи Л-х С.В., Е.А. их несовершеннолетних детей А.С. и А.С.Л. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
- распоряжение администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 592 от 17.09.2013 г. в части исключения из списка - претендентов на получение социальных выплат в 2013 г. в рамках реализации подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 гг. по Сосновскому муниципальному району молодой семьи Л-х,
- распоряжение администрации Сосновского муниципального района № 644 от 02.10.2013 г. в части исключения из состава участниц указанной подпрограммы молодой семьи Л-х;
Устранить допущенные нарушения, обязав администрацию Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области восстановить молодую семью Л-х на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; а администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области - восстановить молодую семью Л-х в списке претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации указанной подпрограммы с учетом очередности на день исключения из списков 2013 года, а также в состав участниц указанной подпрограммы;
- признать за молодой семьей Л-х в составе 4 человек право на получение социальных выплат в рамках реализации указанной подпрограммы;
- обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области в срок не позднее 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, установленного образца в рамках реализации подпрограммы.
В судебном заседании представитель заявителей Л.Е. и Л.С. - А.Н. заявленные требования поддержала; представитель заинтересованного лица Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - С.О. против их удовлетворения возражала.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области.
Суд вынес решение, которым частично удовлетворил заявленные требования, признал незаконными и отменил:
- постановление администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области № 181 от 17.09.2013 г. об исключении молодой семьи Л-х из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- распоряжения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 592 от 17.09.2013 г. в части исключения из списка - претендентов на получение социальных выплат в 2013 г. в рамках реализации подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 гг. по Сосновскому муниципальному району молодой семьи Л-х;
- распоряжение администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 644 от 02.10.2013 г. в части исключения из состава участниц указанной подпрограммы молодой семьи Л-х.
Суд обязал:
- администрацию Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области восстановить молодую семью в составе Л.С. <...>, Л.Е. <...>, Л.А. <...> и Л.А. <...> на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области восстановить молодую семью Л-х в списке претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации указанной подпрограммы с учетом очередности на день исключения из списков 17.09.2013 г., а также в состав участниц указанной подпрограммы.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права. Указывает на то, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с жилищного учета в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. После проверки наличия у Л-х прав на недвижимое имущество и выявления зарегистрированного права Л.Е.А. на земельный участок молодая семья Л-х была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выделением Л.Е. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. В силу ст. 4 Закона "О личном подсобном хозяйстве", приусадебный земельный участок используется, в том числе и для возведения жилого дома. Согласно акту обследования земельного участка, предоставленного Л.Е., обнаружено строительство жилого дома и надворных построек. Полагает, что решение об исключении семьи Л-х из числа участников подпрограммы, основанное на предоставлении Л.Е. земельного участка для строительства жилого дома, является законным.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда в обжалуемой части.
Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района № 172 от 16 марта 2011 года утверждена районная целевая программа реализации национального проекта: "Доступное комфортное жилье - гражданам России" в Сосновском муниципальном районе на 2011 - 2015 годы, разработанная в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" и направленная на продолжение подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" районной целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Сосновского района Челябинской области на период до 2015 г.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг.
Пунктом 6 названных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, где возраст каждого из супругов не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных Правил; у семьи присутствуют доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к данным Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Пунктом 18 Правил определены следующие основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15.1 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что на основании вступившего в законную силу решения Сосновского районного суда Челябинской области от 01.06.2009 г. семья Л-х в составе Л.Е., Л.С., Л.А. была включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.
Постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 10950 от 23.11.2010 г. Л.Е. предоставлен в собственность земельный участок из категории "земли населенных пунктов" по адресу: п. Полетаево Сосновского района Челябинской области, ул. Западная, З-А, для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером 74:19:00 00 000:1533, общей площадью 1554 кв. м. Из них 1000 кв. м - бесплатно, за плату - 554 кв. м.
Постановлением главы Полетаевского сельского поселения № 199-3 от 18.08.2011 г. Л.С. и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" районной целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Сосновском муниципальном районе на 2011 - 2015 гг.
В связи с прекращением действия с 01.01.2011 г. указанной подпрограммы Л.С. 29.08.2011 г. обратились в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении их в состав участников новой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг.
17.09.2013 г. администрацией Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области издано постановление № 181, которым в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 5 ЖК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" № 112-ФЗ от 07.07.2003 г. молодая семья Л-х в связи предоставлением земельного участка была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
17.09.2013 г. администрацией Сосновского муниципального Района Челябинской области вынесено распоряжение № 592, которым молодая семья Л-х исключена из списка претендентов на получение социальных выплат в 2013 году в рамках реализации подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 гг. по Сосновском муниципальному району.
02.10.2013 г. администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области вынесено распоряжение № 644, на основании которого семья Л-х была исключена из состава участников подпрограммы.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для исключения семьи Л-х из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, списка претендентов на получение социальных выплат, а также из состава участников подпрограммы.
Так, из постановления администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 10950 от 23.11.2010 г. следует, что земельный участок был предоставлен Л.Е. в порядке пункта 6 статьи 13 действовавшего на тот момент Закона Челябинской области № 171-ЗО от 28 августа 2003 года, предусматривавшего однократное бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) в границах сельских населенных пунктов.
В порядке п. 3 ч. 1 ст. 1 ныне действующего Закона Челябинской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" № 121-ЗО от 28 апреля 2011 года, предусматривающего возможность бесплатного предоставления молодой семье земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке, либо п. 1 ч. 1 ст. 1, предусматривающего возможность предоставления таких земельных участков гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, членам семьи Л-х земельный участок не предоставлялся.
Таким образом, положения п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, в данном случае не применимы.
Земельный участок был предоставлен Л.Е. для ведения личного подсобного хозяйства, а не для строительства жилого дома.
То обстоятельство, что на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, действующим законодательством (п. 2 ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" № 112-ФЗ от 07.07.2003 г.) допускается строительство индивидуального жилого дома, выдача Лесиной Е.А. постановлением администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области № 214 от 19.09.2011 года разрешения на строительство индивидуального жилого дома на предоставленном ей ранее в собственность земельном участке, в силу буквального толкования п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ значения не имеет.
Доводы представителей заинтересованных лиц о фактическом возведении Лесиными индивидуального жилого дома не могут свидетельствовать о том, что по смыслу ст. 51 ЖК РФ заявители перестали являться нуждающимися в жилых помещениях, поскольку возводимый объект, исходя из имеющихся в деле фотографий, в настоящее время является строящимся. Доказательства введения его в эксплуатацию в качестве жилого дома, пригодности для проживания в деле отсутствуют.
Пункт 44 районной целевой программы реализации национального проекта: "Доступное комфортное жилье - гражданам России" в Сосновском муниципальном районе на 2011 - 2015 годы, утвержденной решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района № 172 от 16 марта 2011 года, предусматривает возможность использования социальной выплаты, в том числе на строительство индивидуального жилого дома.
Таким образом, поскольку доказательств тому, что земельный участок был предоставлен семье Л-х в порядке, установленном подпрограммой "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", заинтересованными лицами не представлено, решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований Л-х является правильным. Основания к его отмене по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сосновского районного суда г. Челябинска от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий:
Г.Л.ТУРКОВА

Судьи:
М.И.КУЧИН
Г.В.СВИНЦОВА


------------------------------------------------------------------