По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15.05.2014 по делу N 11-4835/2014 <В удовлетворении заявленных требований о признании решения об исключении из участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" правомерно отказано, так как срок действия подпрограммы истек, выплата в рамках следующей подпрограммы произведена быть не может, поскольку такие выплаты производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств>



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу № 11-4835/2014

Судья: Шаповал К.И.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Смолина А.А., Шигаповой С.В.,
при секретаре Б.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда апелляционную жалобу Н.Е. на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 11 февраля 2014 года по заявлению Н.Е., Н.Е. о признании решения Управления по делам молодежи администрации г. Челябинска незаконным, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела судебная коллегия

установила:

Н.Е., Н.Е. обратились в суд с заявлением о признании решения Управления по делам молодежи администрации г. Челябинска № 014-531 от 23.09.2013 года "Об исключении из участников подпрограммы" незаконным, возложении на Управление по делам молодежи администрации г. Челябинска (далее - Управление) обязанности по восстановлению семьи Н.Е., Н.Е. в списке молодых семей - участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" городской целевой программы по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе Челябинске на 2011 - 2015 годы, в том же хронологическом порядке, который существовал до исключения данной семьи из списка.
В обоснование требований указано на то, что с 09.07.2008 года их семья является участником подпрограммы "Жилье для молодых семей" городской целевой программы по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" под № 000719.
По договору купли-продажи от 09.12.2010 года и договору займа семья приобрела двухкомнатную квартиру общей площадью 44,8 кв. м по адресу: г. Челябинск, <...>, полагая, что полученная в дальнейшем ими социальная выплата будет направлена на погашение долга и процентов по этому кредиту, так как указанная федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы предусматривала такую возможность. В 2011 году семья включена в подпрограмму "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", порядковый № 0120. 25.11.2011 года Н.Е., в силу невозможности проживания в сложившихся жилищных условиях, указанную выше квартиру продали. За счет денежных средств, вырученных от продажи квартиры погасили кредит, оформленный на приобретение данной квартиры и 16.02.2012 года приобрели квартиру по адресу: <...>, оформив новый кредит на покупку данного жилого помещения.
Решением Управления от 23.09.2013 года № 014-531 семья исключена из списков участников подпрограммы по причине того, что вновь принятыми в 2011 году нормативными правовыми актами в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы субсидия не может быть выделена для погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту, полученному после 01.01.2011 года.
По мнению заявителей, данное решение является незаконным, поскольку оспариваемым решением заявителям были созданы препятствия к осуществлению прав на участие в федеральной целевой программе, на получение помощи от государства в улучшении жилищных условий. Заявителям не сообщалось о том, что для участия в подпрограмме кредит может быть взят только до 01.01.2011 года. Указывают на то, что федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы не содержит прямого указания на то, что субсидия может быть использована лишь на погашение кредита, полученного до 01.01.2011 года. Специалистами Управления каких-либо возражений, либо предупреждений о том, что в данном случае семья будет исключена из списков участников подпрограммы, не высказывалось.
Заявители Н.Е., Н.Е. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель заявителя Н.Е. - К.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Управления по делам молодежи администрации г. Челябинска Бодрова Т.В. заявленные требования не признала.
Представитель заинтересованного лица администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Н.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что о возможности приобретения недвижимого имущества в любой период действия программы и о том, что это не будет являться основанием для исключения из участников программы, заявителям было сообщено в ходе консультации со специалистами Управления. Указывает на нарушение судом ст. 57 ГПК РФ, в части отклонения ходатайств заявителей о вызове в судебное заседание специалиста Управления. Указывает на то, что основным доводом в указанном споре является введение в заблуждение сотрудником Управления заявителей о возможности оформления участниками программы жилищных кредитов и после 01.01.2011 года. Ссылается на непредоставление участникам программы полной и доступной информации, на неознакомление с правилами действующей программы, что привело к исключению семьи Нечеухиных из списка участников программы.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя Н.Е. - К.Д. доводы жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица Управления по делам молодежи администрации г. Челябинска Бодрова Т.В. в судебном заседании апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы просила отказать.
Заявители Н.Е., Н.Е., представитель заинтересованного лица администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 09.07.2008 года Н.Е. обратилась с заявлением о признании ее и членов ее семьи: Н.Е. - супруга, Н.А. - дочери, нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации городской целевой подпрограммы "Жилье для молодых семей" на 2006 - 2010 годы (л.д. 123).
14.08.2008 года Н.Е., Н.Е. обратились в Управление с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы молодой семьи в составе трех человек (Н.Е. - супруг, Н.Е. - супруга, Н.А. - дочь) (л.д. 122).
Распоряжением главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска № 782 от 30.05.2008 года семья Н.Е. в составе трех человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Жилье для молодых семей" (л.д. 124).
Как следует из ответа Управления от 12.11.2010 года № 258 о/ч семья Н.Е. в соответствии с поданными документами от 09.07.2008 года включена в сводно-учетный список молодых семей, подавших заявления для участия в подпрограмме "Жилье для молодых семей" городской целевой программы по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе Челябинске на 2006 - 2010 года под номером 000719 (л.д. 9).
07.07.2011 года Н.Е., Н.Е. обратились в Управление с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года молодой семьи в составе трех человек (Н.Е. - супруг, Н.Е. - супруга, Н.А. - дочь) (л.д. 191).
По сообщению Управления от 29.07.2011 года № 014-566 в связи с окончанием реализации подпрограммы "Жилье для молодых семей" городской целевой программы по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе Челябинске на 2006 - 2010 годы и началом действия подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" городской целевой программы по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе Челябинске на 2011 - 2013 годы семья Н.Е. включена в сводно-учетный список молодых семей в той же хронологической последовательности, в какой состояла в подпрограмме "Жилье для молодых семей" под № 0120 (л.д. 148).
В период действия указанной выше Федеральной целевой программы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов семье Нечеухиных социальная выплата произведена не была.
09.12.2010 года семья Нечеухиных приобрела в общую долевую собственность, по 1/2 доли каждому, квартиру общей площадью 44,8 кв. м, находящуюся по адресу: г. Челябинск, ул. Блюхера д. 7 а кв. 27 за счет собственных и заемных средств, предоставленных на основании договора займа № 05-01/450-10 от 09.12.2010 года, заключенного с ОАО "Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки" (л.д. 27 - 29 - договор купли-продажи, л.д. 17 - 26 - договор займа).
Согласно договору купли-продажи квартиры от 25.11.2011 года указанное жилое помещение продано (л.д. 41 - 45).
По договору купли-продажи от 16.02.2012 года Н.Е., Н.Е. приобретена в общую долевую собственность, по 1/2 доли каждому, квартира, общей площадью 65,2 кв. м, находящаяся по адресу: г. Челябинск, ул. Шуменская, 18 - 41, за счет собственных и заемных средств предоставленных на основании договора займа № 05-01/272-12 С+ от 16.02.2012 года, заключенного с ОАО "Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки", за 2 150 000 рублей, из которых аванс в размере 450 000 рублей перечисляется покупателями, а заем в размере 1 700 000 зачисляется заимодавцем (л.д. 99 - 101 - договор купли-продажи).
19.08.2013 года Н.Е. обратилась к главе города Челябинска с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. (л.д. 163).
Письмом Управления от 23.09.2013 года № 014-531 направленным в адрес Н.Е., Н.Е. сообщено об исключении из участников подпрограммы по тем основаниям, что жилищный кредит, в том числе ипотечный, или жилищный заем на приобретение жилого помещения получен ими после 01.01.2011 года (л.д. 183 - 185).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, возможность получения социальной выплаты на погашение долга по кредиту, полученному после 01.01.2011 года, не предусмотрена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 в рамках реализации указанной подпрограммы были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (п. 1).
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы прекратила свое действие в связи с истечением срока ее действия.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Согласно п. 2 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 и являющихся Приложением № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, предусмотрен исчерпывающий перечень направлений использования молодой семьей средств социальной выплаты, полученной в рамках данной подпрограммы. Данный перечень не содержат условия, аналогичного условию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы о том, что социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату текущих платежей и процентов по жилищным кредитам или займам.
В силу пп. "г" п. 2 социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу пп. "е" п. 2, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно подпункту "д" пункта 15(1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства ряд документов, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01.01.2006 года по 31.12.2010 года включительно.
Таким образом, получение молодыми семьями свидетельств о праве на социальную выплату на погашение долга по кредитам, полученным после 01.01.2011 года, нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне, не предусмотрено. Действующим правовым регулированием предполагается возможность предоставления такого свидетельства молодым семьям лишь на погашение первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Вновь принятыми в 2011 году нормативными правовыми актами в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается, но при этом, обеспечивается защита в полном объеме прав и интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01.01.2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты.
Поскольку срок действия подпрограммы на 2002 - 2010 годы истек, выплата в рамках подпрограммы на 2011 - 2015 годы произведена быть не может, поскольку такие выплаты производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств.
Учитывая, что социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным исключительно до 01.01.2011 года, а кредит заявителями получен после 01.01.2011 года (договор займа от 16.02.2012 года), правовых оснований для удовлетворения иска у суда не имелось. Возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору, заключенному после 31.12.2010 года, федеральным законодателем не предусмотрена; правом изменять условия предоставления социальной выплаты, установленные Правительством РФ, суд не наделен.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение Управления об исключении Н.Е. и членов ее семьи из списка претендентов и числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" обоснованным и законным, поскольку заявители приобрели жилое помещение с учетом ипотечного или жилищного займа, полученного после 01.01.2011 года.
Выводы суда основаны на должном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, эти выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы о том, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что о возможности приобретения недвижимого имущества в любой период действия программы и о том, что это не будет являться основанием для исключения из участников программы, заявителям было сообщено в ходе консультации со специалистами Управления являются голословными и бездоказательными. Достоверных сведений о том, что в период до приобретения жилого помещения в 2012 году заявители обращались за консультацией в Управление, материалы дела не содержат, заявителями не представлено. Кроме того, обжалование действий сотрудников Управления предметом рассмотрения в рамках настоящего гражданского дела не являлось.
Подлежат отклонению и доводы апеллятора о нарушение судом ст. 57 ГПК РФ в части отклонения ходатайств заявителей о вызове в судебное заседание специалиста Управления, в результате консультации с которым заявители лишились прав на субсидию. Как следует из протокола судебного заседания от 11.02.2014 года в судебном заседании в качестве свидетеля допрошена специалист Управления П.А., которая пояснила, что проводит с семьями собрания, сообщает о предоставлении необходимых документов, обсуждает вопросы. Консультации по телефону не дает, кроме вопросов касающихся очередности. Пояснила, что в 2012 году семью Нечеухиных не видела, до 30.07.2013 года с заявителем Н.Е. не общалась (л.д. 224 - 226). При этом, о предоставлении консультации данным специалистом Управления заявитель Н.Е. ссылается в своих письменных пояснениях (л.д. 206 - 209).
В удовлетворении ходатайства, заявленного в судебном заседании 11.02.2014 года, представителем заявителя о направлении запроса в Управление по делам молодежи администрации г. Челябинска о предоставлении информации о том, кто работал в период 2011, 2012 года, о том, кто осуществлял прием документов и проводил консультации, судом первой инстанции обоснованно отказано, как не имеющее значения для рассматриваемого дела. Кроме того, из пояснений представителя заявителя, данных в ходе судебного заседания следует, что заявитель Н.Е. не может точно указать период обращения к заинтересованному лицу (л.д. 224 - оборот). Отказ суда в удовлетворении указанного ходатайства стороны заявителя не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку определение достаточности доказательств является компетенцией суда первой инстанции. Иных ходатайств заявителями, а также представителем заявителя Н.Е. не заявлялось, каких-либо ходатайств, заявленных в письменном виде, материалы дела не содержат. Замечания на протокол судебного заседания в порядке ст. 231 ГПК РФ в установленный срок не приносились.
Тем самым судебная коллегия находит, что при разрешении дела судом не допущено нарушений ст. 57 ГПК РФ, возлагающей обязанность по представлению доказательств на стороны, участвующие в деле. Судом оказывается содействие в собирании и истребовании доказательств, если представление таких доказательств для стороны затруднительно. Доводов о наличии затруднений в истребовании доказательств ответчиками не заявлено.
Ссылка в жалобе на введение в заблуждение заявителей сотрудником Управления о возможности оформления участниками программы жилищных кредитов и после 01.01.2011 года не может быть принято во внимание судебной коллегии, поскольку не подтверждается материалами дела. При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что участие молодых семей в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей" с целью получения социальной выплаты по смыслу Федеральных целевых программ "Жилище" на 2006 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы является добровольным. Ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках обеих программ не предусматривали и не устанавливали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения участников подпрограммы информацию о возможном изменении условий Положения и Правил. В данном случае, семья, являясь участником программы, действуя разумно и осмотрительно, до совершения соответствующих действий могла получить необходимую информацию для оценки последствий совершаемых действий, в том числе получить информацию о возможности использования социальной выплаты на погашение долга по заключаемому кредитному договору.
Ввиду чего, утверждение в апелляционной жалобе о непредоставлении участникам программы полной и доступной информации, о неознакомлении с правилами действующей программы, что привело к исключению семьи Нечеухиных из списка участников программы, является несостоятельным.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, а равно и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:
Г.Л.ТУРКОВА

Судьи:
А.А.СМОЛИН
С.В.ШИГАПОВА


------------------------------------------------------------------