По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Челябинского областного суда от 21.05.2014 по делу N 3-32/2014 <О признании недействующими приложения к постановлению Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 26.12.2013 N 60/150 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Челябинской области" и абзаца 1 пункта 3 Примечаний к Нормативам>



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу № 3-32/2014

21 мая 2014 года Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л.,
при секретаре Федоровой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" и

установил:

прокурор Челябинской области обратился в суд с заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта - Нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Челябинской области, установленные приложением к постановлению Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 26 декабря 2013 года № 60/150, и абзаца 1 пункта 3 Примечаний к ним. Прокурор просил суд признать приведенные выше нормы противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" опубликовать сообщение о решении в газете "Южноуральская панорама" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор указал на противоречие оспариваемых норм положениям ч. 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пунктам 11 и 43 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, пункту 37 раздела II приложения к названным выше Правилам. Оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг, вопреки требованиям федерального законодательства, не учитывают некоторые группы оборудования многоквартирного жилого дома (система противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн общего пользования), дифференцированы в зависимости от этажности здания многоквартирного жилого дома и включают в перечень помещений, площади которых учтены при определении норматива, помещения, в которых услуга электроснабжения не предоставляется. Указанные обстоятельства приводят к завышению нормативов.
В судебном заседании прокурор Челябинской областной прокуратуры Голованов А.И. заявленные требования поддержал и пояснил, что оспариваемые нормы противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Представители Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" Миклина Ю.Б., действующая на основании доверенности от 3 февраля 2014 года, и Дрыга А.А., действующий на основании доверенности от 20 мая 2014 года, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, полагая, что оспариваемые нормы соответствуют действующему законодательству - ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, и предназначены для начисления платы за предоставленные коммунальные услуги в случае отсутствия приборов учета соответствующего коммунального ресурса, являются защитной мерой для населения от превышения платежа за потребленные коммунальные услуги. При расчете нормативов был применен Приказ Минжилкомхоза РСФСР от 25 декабря 1989 г. № 283, который содержит данные о расходах электроэнергии по группам оборудования. Группы оборудования, на отсутствие учета которых ссылается прокурор, учтены для домов с этажностью 5 этажей в составе осветительных установок, а для домой 6 этажей и свыше - в составе силового оборудования лифтов. Состав общедомового имущества определен в соответствии с нормами жилищного законодательства - статьей 36 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, которым утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Выслушав пояснения прокурора Челябинской областной прокуратуры, представителей Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы - Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Челябинской области (приложение к постановлению Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 26 декабря 2013 года № 60/150) и абзац 1 пункта 3 Примечаний к Нормативам противоречат федеральному законодательству.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 1 сентября 2004 года № 477 (в редакции от 24.03.2014 года) Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее именуется - ЕТО Челябинской области) является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой (тарифной) политики и государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области, а также уполномоченным на осуществление функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами Челябинской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Челябинской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Челябинской области, а также настоящим Положением.
В соответствии с возложенными на него задачами ЕТО Челябинской области утверждает нормативы потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 54 пункт 7 Положения о ЕТО Челябинской области).
Постановлением от 26 декабря 2013 года № 60/150 ЕТО Челябинской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Челябинской области" утверждены "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области".
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (приложение к названному постановлению ЕТО Челябинской области) установлены по пяти группам оборудования и дифференцированы в зависимости от этажности: осветительные установки общедомовых помещений, силовое оборудование лифтов, насосы и аппаратура управления насосами подачи холодной воды, циркуляционные насосы горячего водоснабжения, насосное оборудование системы отопления, которые дифференцированы в зависимости от этажности здания: для 1 - 5-этажных зданий и для 6-этажных и выше зданий.
Абзацем 1 пункта 3 Примечаний к Нормативам потребления предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме учтены площади помещений, не являющиеся частями жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Текст постановления официально опубликован в печатном издании "Южноуральская панорама", № 200 - 201 от 28.12.2013 года.
Поскольку согласно части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Пункт 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее Правила) предусматривает, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Анализ положений статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пункта 3 Правил в их системном единстве приводит к выводу о том, что федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, одновременно установил требования к определению нормативов потребления коммунальных услуг обязательные к исполнению всеми субъектами правоотношений.
Сопоставительный анализ содержания пунктов 19 и 22 Правил, предусматривающих метод аналогов или расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальных услуг, свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Из пояснений представителей ЕТО Челябинской области следует, что сведения о потреблении электроэнергии у энергоснабжающих организаций комитетом не запрашивались в связи с отсутствием необходимости, так как расчет нормативов осуществлялся расчетным методом, а не аналоговым. Расчетный метод был применен, так как он не предполагал использование данных приборного учета, а позволял учитывать существующие справочные величины без истребования сведений из энергоснабжающих организаций.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ЕТО Челябинской области не представлено доказательств невозможности применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Суд находит обоснованным довод прокурора о том, что Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, не предусмотрена возможность установления норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах по пяти группам электроприемников, а также в зависимости от количества этажей в здании и что установление такого норматива с использованием такого критерия, как дифференциация в зависимости от этажности здания, противоречит пункту 37 раздела II Приложения к Правилам. Установление дифференцированных нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды для граждан, проживающих в домах различной этажности, не соответствует принципу равенства граждан в жилищной сфере.
В соответствии с пунктами 2, 7, 19 - 23, 43 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды представляет собой норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме. При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения на обще домовые нужды используется показатель кВтч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав имущества в многоквартирном доме. Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом вторым приложения к данным Правилам.
В частности, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле

,

где:
- суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт.ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
12 - количество месяцев в году (пункт 37 раздела II приложения к Правилам).

Следовательно, применяя расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, ЕТО Челябинской области использовал критерии, не предусмотренные приведенным пунктом 37 раздела II приложения к Правилам.
Доводы ЕТО Челябинской области, изложенные в письменном отзыве на заявление прокурора, и пояснения представителей в судебном заседании о соответствии оспариваемых норм действующему законодательству не могут быть приняты, поскольку основаны на неправильном, ошибочном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Так довод о применении для расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах Норм расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных Советов народных депутатов, утвержденных Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 года № 283, не свидетельствует о законности оспариваемых нормативов.
Положения пункта 3 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривают, что суд разрешает гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Разрешая коллизию между нормативными правовыми актами: Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, и Нормами расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных Советов народных депутатов, утвержденными Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 года № 283, суд приходит к выводу о том, что данные нормативные правовые акты являются действующими, но имеют разную юридическую силу.
Исходя из иерархии законодательства, нормативный правовой акт Правительства РФ имеет большую юридическую силу. Нормативный правовой акт, принятый министерством, не может противоречить нормативному правовому акту Правительства РФ и, в случае противоречия, применяется в части, не противоречащей нормативному правовому акту, принятому Правительством РФ.
Следовательно, установленные Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 года № 283 нормы расхода электрической энергии, дифференцированные по 5 основным группам потребителей электроэнергии в зависимости от этажности зданий, не соответствуют группам оборудования, отнесенного к общему имуществу многоквартирного дома, предусмотренным пунктом 37 раздела II приложения к Правилам и не могут применяться для целей установления оспариваемых нормативов.
Оспариваемым прокурором нормой, содержащейся в абзаце 1 пункта 3 примечаний к Нормативам, предусмотрен перечень помещений в многоквартирном доме, площади которых учитываются при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Системное толкование статей 153, 154 Жилищного кодекса РФ и понятий "коммунальные услуги", "коммунальные ресурсы" и "норматив потребления коммунальной услуги", приведенных в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (в редакции от 26.03.2014 года), пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, позволяет сделать вывод о том, что норматив потребления коммунальной услуги, являясь количественным показателем объема потребления коммунального ресурса, применяемого для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, не может учитывать в составе площади общего имущества многоквартирного дома такие помещения, в которых услуга по электроснабжению не предоставляется.
Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий в сфере жилищных правоотношений, регламентированных федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводом заинтересованного лица о том, что состав помещений, площади которых учитываются при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, должен определяться в соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ и включать все имущество, отнесенное к общему имуществу в многоквартирном доме Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, без учета того, оказываются или нет в этих помещениях услуги по электроснабжению.
Доводы заинтересованного лица о том, что оспариваемые нормы являются защитной мерой для населения от превышения платежа за потребленные коммунальные услуги, что их отмена приведет к нарушению действующего жилищного и гражданского законодательства в части неисполнения собственниками помещений в многоквартирных домах обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, правового значения для разрешения дела не имеют.
Необходимость принятия такого нормативного акта не освобождает региональный орган государственной власти от соблюдения требований федерального законодательства.
Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемые нормы, применялись до настоящего времени, суд считает необходимым признать Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Челябинской области (приложение к постановлению Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 26 декабря 2013 года № 60/150) и абзац 1 пункта 3 Примечаний к Нормативам недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, на что указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29 ноября 2007 года "О порядке рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункт 28).
Обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации", поэтому суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о возложении на ЕТО Челябинской области обязанности по публикации сообщения о решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

заявление прокурора Челябинской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу приложение к постановлению Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 26 декабря 2013 года № 60/150 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Челябинской области" и абзац 1 пункта 3 Примечаний к Нормативам.
Обязать Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" опубликовать сообщение о решении в газете "Южноуральская панорама" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий
Г.Л.ТУРКОВА


------------------------------------------------------------------