Решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.06.2014 по делу N А76-3731/2014 <Требование об отмене решения об отказе в утверждении акта выбора и предоставлении в аренду лесного участка из земель лесного фонда удовлетворено, поскольку установлена совокупность условий, при наличии которых оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2014 г. по делу А76-3731/2014
Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 июня 2014 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя К.М.А., г. Миасс к Главному управлению лесами Челябинской области о признании незаконным решения
при участии в заседании:
от заявителя: Г.О.В. - представителя по доверенности от 11.02.2014 личность удостоверена паспортом;
от ответчика: Г.О.Г. - представителя по доверенности № 8147 11.02.2014 личность удостоверена паспортом;
установил:
индивидуальный предприниматель К.М.А. (далее: заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению лесами Челябинской области (далее: ответчик) о признании незаконным решения (действие) об отказе в утверждении акта выбора и предоставлении в аренду лесного участка пл. 0,42 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Челябинская область, Тургоякское участковое лесничество, Миасского лесничества, квартала 50, 51, 52, сроком на 49 лет для строительства, реконструкции и эксплуатации линии электропередач, выраженного в письме № 7865 от 26.11.2013; обязать Главное управление лесами Челябинской области в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ИП К.М.А. лесного участка пл. 0,42 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Челябинская область, Тургоякское участковое лесничество, Миасского лесничества, квартала 50, 51, 52, сроком на 49 лет для строительства, реконструкции и эксплуатации линии электропередач; обязать Главное управление лесами Челябинской области в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда направить проект договора аренды лесного участка пл. 0,42 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Челябинская область, Тургоякское участковое лесничество, Миасского лесничества, квартала 50, 51, 52, сроком на 49 лет для строительства, реконструкции и эксплуатации линии электропередач, с предложением его заключить.
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3 - 6). В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемый отказ в утверждении акта выбора и предоставлении в аренду лесного участка незаконен, поскольку испрашиваемый в аренду лесной участок находится в категории защитности - лесопарковые зоны и отсутствует прямой запрет на выполнение работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в защитных лесах иных категорий, за исключение тех, в которых осуществление таких видов деятельности прямо запрещено. Строительство линии электропередач напряжением 6 кВт от ячейки № 1 КП-25 до проектируемой трансформаторной подстанции не предусматривает создание объектов капитального строительства.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал по заявленным требованиям, отзыва не представил.
Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель К.М.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.04.2008 Инспекций Федеральной налоговой службы по г. Миассу Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 308741511900012, адрес места жительства г. Миасс, Челябинская область, ул. Л.А.Л., 24. кв. 16.
15 августа 2012 по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка между Главным управлением лесами и индивидуальным предпринимателем К.М.А. заключен договор аренды лесного участка № 700 (кадастровый номер участка 74:34:00 00 000:0489) для осуществления в квартале 50 Тургоякского участкового лесничества рекреационной деятельности. Срок действия договора аренды до 26.07.2042 года. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 26.02.2010.
В соответствии с п. 3.4.3 данного договора разработан проект освоения лесов на данном земельном участке (л.д. 21 - 25). 21.01.2013 получено положительное заключение № 8-Э экспертной комиссии по государственной экспертизе "Проекта освоения лесов, переданного в аренду.
Приказом № 30 от 25.01.2013 утверждено положительное заключение экспертной комиссии от 21.01.2013 № 8-Э по государственной экспертизе Проекта освоения лесов на лесной участок, переданного в аренду индивидуальному предпринимателю К.М.А. для осуществления рекреационной деятельности в Тургоякском участковом лесничестве Миасского лесничества.
На основании Проекта использования лесов на лесном участке, предоставленном заявителю по договору аренды № 700, должна быть размещена база отдыха с проектируемыми домиками отдыха, баней, беседками. Для энергообеспечения базы отдыха запланирована электрощитовая.
Заявлением от 01.04.2013 (вх. № 2369 (2371) (л.д. 8) на имя начальника Главного управления лесами Челябинской области, индивидуальный предприниматель К.М.А. обратился с просьбой о предоставлении лесного участка площадью 0,42 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Челябинская область Тургоякское участковое лесничество, Миасского лесничества, квартала 50, 51, 52, сроком на 49 лет для строительства линии электропередач напряжением 6 кВт от ячейки № 1 КП-25 до проектируемой трансформаторной подстанции.
Заявителю письмом от 26.11.2013 № 7865 было отказано в утверждении акта выбора лесного участка и предоставлении лесного участка в аренду для заявленных целей в связи с отсутствием в заявлении объектов в "Перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 84-р. Леса в квартале 51, 52 Тургоякского участкового лесничества отнесены к лесопарковой зоне.
Посчитав указанный отказ незаконным и необоснованным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности в лесах и лесных ресурсах.
В пункте 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, в том числе строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (п. 13).
При этом, исходя из содержания ст. 45 ЛК РФ, которой регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что основанием для отказа послужило отсутствие в Перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р, объектов, указанных в заявлении предпринимателя.
Однако, указанное основание, по мнению суда, является незаконным. Как следует из буквального содержания названного Перечня, он не является исчерпывающим. Возможность использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов прямо предусмотрена вышеперечисленными нормами Лесного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, основания для отказа у Главного управления лесами, отсутствовали и решение Главного управления лесами Челябинской области об отказе в утверждении акта выбора и предоставлении в аренду лесного участка пл. 0,42 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Челябинская область, Тургоякское участковое лесничество, Миасского лесничества, квартала 50, 51, 52, сроком на 49 лет для строительства, реконструкции и эксплуатации линии электропередач, выраженное в письме № 7865 от 26.11.2013, является незаконным, противоречащим вышеперечисленным статьям Лесного кодекса РФ.
При этом, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что заявителем доказан факт нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку судом установлена совокупность условий, при наличии которых оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требования заявителя подлежат удовлетворению.
При этом, надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя, по мнению суда, будет являться возложение обязанности на Главное управление лесами Челябинской области в течение 30 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу, принять решение о предоставлении ИП К.М.А. лесного участка пл. 0,42 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Челябинская область, Тургоякское участковое лесничество, Миасского лесничества, квартала 50, 51, 52, сроком на 49 лет для строительства, реконструкции и эксплуатации линии электропередач и направить в адрес ИП К.М.А. проект договора аренды.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается госпошлина: для индивидуальный предпринимателей - 200 рублей за каждое требование.
Расходы по уплате госпошлины в сумме 200 руб. исходя из положений ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика.
руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, ст. 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
требования индивидуального предпринимателя К.М.А., г. Миасс, удовлетворить.
Признать незаконным решение Главного управления лесами Челябинской области об отказе в утверждении акта выбора и предоставлении в аренду лесного участка пл. 0,42 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Челябинская область, Тургоякское участковое лесничество, Миасского лесничества, квартала 50, 51, 52, сроком на 49 лет для строительства, реконструкции и эксплуатации линии электропередач, выраженное в письме № 7865 от 26.11.2013.
Обязать Главное управление лесами Челябинской области в течение 30 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу, принять решение о предоставлении ИП К.М.А. лесного участка пл. 0,42 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Челябинская область, Тургоякское участковое лесничество, Миасского лесничества, квартала 50, 51, 52, сроком на 49 лет для строительства, реконструкции и эксплуатации линии электропередач и направить в адрес ИП К.М.А. проект договора аренды.
Взыскать с Главного управления лесами Челябинской области в пользу индивидуального предпринимателя К.М.А., г. Миасс расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья
И.В.МРЕЗ
------------------------------------------------------------------