По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27.06.2014 по делу N 25-07/14 <О действиях учреждения, выразившихся в составлении актов о нарушении Правил благоустройства и возложении обязанности по обеспечению содержания, уборки прилегающей территории>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2014 г. по делу № 25-07/14

О нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 11 июня 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:
С*** Н.В.
- заместителя руководитель Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:
С*** Т.М.
- начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

П*** Ю.В.
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 25-07/14, возбужденное по признакам нарушения Собранием депутатов Копейского городского округа части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение И*** Г.Н. на неправомерные действия Муниципального учреждения Копейского городского округа "Управляющая компания ЖКХ", выразившиеся в составлении актов о нарушении Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных Решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 15.06.2012 № 534-МО (далее - Правила), и возложении обязанности по обеспечению содержания, уборки прилегающей территории.
Из заявления следует, что И*** Г.Н. на праве собственности принадлежит нежилое здание - кафе "Уральские пельмени", расположенное между жилыми домами № 1 по ул. Сутягина и № 2 по пр. Победы (далее - нежилое здание), в связи с чем муниципальным учреждением неоднократно в ее адрес направлялись акты о нарушении Правил, возлагающие обязанность по обеспечению содержания и уборки прилегающей территории к нежилому зданию.
В ходе рассмотрения представленных документов в действиях Собрания депутатов Копейского городского округа выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии отдельных норм Правил, исключающих использование воздушного способа для размещения линий связи, обязывающих перевести подвесные линии связи в подземные коммуникации, а также возлагающих на хозяйствующих субъектов обязанность по обеспечению содержания прилегающей территории и объектов благоустройства своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями.
Собранием депутатов Копейского городского округа в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлены следующие письменные пояснения (вх. № 8096 от 30.05.2014).
В настоящее время со стороны Собрания депутатов рассматривается вопрос о возможном внесении изменений в подпункт 6 пункта 33, пункты 113, 176 Правил.
Пункт 46 Правил принят на основании пункта 6.2.6 СП 48.13330.2011 "Организация строительства, согласно которому лицо, осуществляющее строительство, должно обеспечивать уборку территории стройплощадки и пятиметровой прилегающей зоны".
Пункт 98 Правил принят в соответствии с Федеральными законами от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Постановлением Главы Копейского городского округа от 17.03.2014 № 765-п произведено разграничение территории Копейского городского округа для уборки при проведении субботников.
Пункт 169 Правил разработан в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Подпункт 8 пункта 33 Правил, предусматривающий обязанность хозяйствующих субъектов по размещению на домах адресных таблиц установленного образца и содержанию их в исправном состоянии и чистоте, разработан в связи с необходимостью обеспечения противопожарной безопасности, в целях обеспечения своевременного подъезда противопожарной техники и скорой медицинской помощи. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Земельные участки, на которых расположены жилые дома, не относятся к землям общего пользования, имеют установленные границы и являются частной собственностью. В связи с чем принят подпункт 9 пункта 33 Правил, предусматривающий обязанность хозяйствующих субъектов по очистке в определенные периоды существующих водоотводных кюветов, перепусков с последующим вывозом мусора, поскольку статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника и статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах ОМСУ) не предусмотрено осуществление органом местного самоуправления содержания, в том числе откачка грунтовых вод на территории индивидуальной застройки.
Административная ответственность за неисполнение хозяйствующими субъектами обязанностей, предусмотренных Правилами, отсутствует.
Жалоб от хозяйствующих субъектов на отдельные пункты Правил, в том числе операторов связи на пункт 113, в Собрание депутатов не поступало.
Администрацией Копейского городского округа, привлеченной к участию в деле в качестве лица, располагающим сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлены следующие письменные пояснения (вх. № 8110 от 02.06.2014).
Решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 15.06.2012 № 534-МО утверждены Правила благоустройства территории Копейского городского округа.
Разделом 1 главы 7 Правил утвержден порядок согласования проектов и условий производства земляных работ.
Все технические, технологические и рабочие проекты на строительство и ремонт подземно-наземных сооружений на территории Копейского городского округа подлежат согласованию с организацией, выдавшей задание на проектирование, Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Копейского городского округа (далее - УАиГ), отделом ГИБДД ОМВД по г. Копейску, отделом экологии и природопользования Администрации Копейского городского округа и организациями, выдавшими технические условия и подписавшими акт выбора земельного участка.
Рассмотрение и согласование проектно-сметной документации и условий производства земляных работ по строительству и ремонту подземно-наземных сооружений производится по средам каждого месяца на техническом совете при начальнике УАиГ (по мере накопления материалов, но не реже одного раза в месяц). Для согласования условий производства работ организации, входящие в состав технического совета, обязаны обеспечить явку своего представителя в УАиГ на заседание технического совета.
Согласование условий производства земляных работ оформляется протоколом за подписью всех участников согласования. Протокол оформляется в двух экземплярах и хранится в УАиГ и у заказчика.
Полномочия технического совета определены в Положении о градостроительном совете, утвержденном Постановлением Администрации Копейского городского округа от 12.09.2012.
Пунктом 118 Правил установлено, что в случае установки ограждений строительных площадок с занятием под эти цели тротуаров, объектов озеленения, дорог обязательно согласование данных действий с Администрацией Копейского городского округа, организациями, осуществляющими функции заказчика по содержанию улично-дорожной сети, отделом ГИБДД ОМВД России по г. Копейску.
В материалы дела Администрацией представлены копии разрешений на строительство, согласованные с Отделом ГИБДД ОМВД России по г. Копейску.
В настоящее время правовой акт Администрации Копейского городского округа, регламентирующий порядок установки общественных туалетов, находится в стадии разработки.
Акты, регламентирующие реализацию Правил благоустройства, Администрацией не принимались.
В настоящее время карты-схемы для закрепления территории городского округа в целях благоустройства разработаны и находятся на стадии утверждения. Подготовка проектов планировки и межевания территорий осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Жалоб хозяйствующих субъектов на отдельные пункты Правил, которыми на них возложена обязанность по обеспечению содержания прилегающей территории и объектов благоустройства, в Администрацию не поступало.
На заседании Комиссии представитель Администрации поддержал указанные письменные пояснения и дополнительно отметил, что меры ответственности, в случае неосуществления хозяйствующими субъекта уборки прилегающей территории, не применяются.
Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя и ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Решением от 15.06.2012 № 534-МО Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области утверждены Правила благоустройства территории Копейского городского округа (далее - Правила).
1. Согласно пункту 113 Правил собственники проводных линий связи, операторы связи, интернет-провайдеры:
1) осуществляют развитие и строительство сетей путем прокладки линий связи подземным способом;
2) производят подключение зданий, сооружений, многоквартирных домов к сети связи общего пользования подземным способом без использования воздушных линий;
3) размещают существующие воздушные линии связи подземным способом до 2017 года;
4) осуществляют монтаж, реконструкцию сетей и оборудования с внешней стороны зданий, многоквартирных домов по решению собственников и после согласования технических условий на производство работ с собственниками либо организациями, ответственными за управление/эксплуатацию многоквартирным домом;
5) при имеющейся технической возможности размещают на взаимовыгодных условиях в собственных тоннелях и проходных каналах кабели связи других операторов связи и собственников.
Таким образом, из подпунктов 1, 2, 3 пункта 113 Правил следует, что линии связи подлежат до 2017 года размещению исключительно подземным способом, в том числе и существующие (ранее размещенные) воздушным способом.
Согласно статье 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона о связи и иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Действующим законодательством не установлено ограничение способа размещения линий связи, в том числе допускает размещение воздушным способом.
Таким образом, принятие муниципальных актов, исключающих использование воздушного способа для размещения линий связи, не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 113 Правил установлены требования, согласно которым собственники проводных линий связи, операторы связи, интернет-провайдеры будут вынуждены демонтировать размещенные воздушным способом линии связи и использовать исключительно подземный способ размещения, что может привести к приостановлению, прекращению их деятельности на территории Копейского городского округа.
В соответствии с пунктом 1.2.2 Правил технического обслуживания и ремонта линий кабельных, воздушных и смешанных местных сетей связи, утвержденных Министерством связи Российской Федерации от 07.10.1996, к линейным сооружениям местных (городских и сельских) сетей связи относятся:
- кабельные линии, включающие смонтированные кабели и оконечные кабельные устройства: защитные полосы кроссового оборудования, распределительные шкафы с кабельными боксами, распределительные коробки, кабельные ящики (устройства кабельные связи - УКС, устройства кабельные переходные - УКП);
- воздушные линии (столбовые и стоечные), включающие опоры, провода и арматуру для подвески проводов на опорах;
- смешанные линии, содержащие участки кабельных и воздушных линий;
- канализационные сооружения связи, включающие колодцы и трубопроводы кабельной канализации, помещения ввода кабелей предприятий связи, коллекторы;
- вспомогательные устройства;
- необслуживаемые усилительные (регенеративные) пункты.
Требования к прокладке кабеля регламентированы руководящим документом отрасли "Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети. НТП 112-200. РД 45. 120-200".
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции под взаимозаменяемыми товарами следует понимать товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
При замене способа размещения кабелей связи потребителю (оператору связи) потребуется:
- длительный период времени (с учетом того, что существующие сети связи являются сложными объектами);
- демонтаж проложенных кабелей, что требует значительных трудозатрат и в ряде случаев может осуществляться только собственником объекта инфраструктуры либо с его участием.
Кроме того, для замены способа размещения кабеля существуют значительные административные барьеры.
Челябинским УФАС России при рассмотрении дела № 60-07/12 о нарушении антимонопольного законодательства установлено отсутствие взаимозаменяемости способов наружной прокладки кабеля связи, используемого для оказания услуг связи: размещение в линейно-кабельных сооружениях связи, в грунт и подвесным способом, в том числе по причине отсутствия возможности и целесообразности замены одного способа другим.
Важно, что линии связи, на которых оказываются услуги, не дублируются. Таким образом, при перемещении кабелей связи и их демонтаже оказание услуг связи потребителям приостанавливается, что влечет экономические потери оператора связи и риски потери абонентской базы.
Согласно статье 6 Закона о связи организации связи по договору с собственником или иным владельцем опор линий электропередачи, столбовых опор и других инженерных объектов могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружении связи, а также установлена обязательность возмещения расходов, связанных с переносом или переустройством линий связи и сооружений связи.
Статьей 7 Закона о связи установлено, что сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства.
На основании изложенного, пункт 113 Правил в части исключения размещения кабелей связи воздушным (подвесным) способом, а также необходимости в срок до 2017 года перевода воздушных (подвесных) линий связи в подземные коммуникации, не предусмотрены Законом о связи.
В результате ограничений, установленных указанным пунктом Правил, часть операторов связи, оказывающих услуги в Копейском городском округе, понесут существенные затраты на перевод воздушных (подвесных) линий связи в подземные коммуникации, при этом в ходе переноса линий связи возможно приостановление предоставления услуг связи абонентам, что ухудшит конкурентное положение этих операторов связи по сравнению с операторами связи, чьи линии связи не подлежат демонтажу и переносу.
Таким образом, принятие и реализация пункта 113 Правил приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынках услуг связи в Копейском городском округе посредством создания преимущественных условий операторам связи, имеющим собственные линейно-кабельные сооружения, по сравнению с операторами связи, не имеющими линейно-кабельных сооружений и использующими воздушный (подвесной) способ размещения кабелей связи. Это также может привести к сокращению хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Положения пункта 113 Правил, устанавливающего условия о переводе существующих линий связи, размещенных воздушным (подвесным) способом, на иной способ размещения - подземный, не предусмотрены федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента, Правительства РФ, нормативно-правовыми актами, действующими в сфере оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия, которые могут привести к сокращению количества хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на рынке предоставления услуг связи, содержат признаки ограничения конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается:
- введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции);
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, действия Собрания депутатов Копейского городского округа по принятию пункта 113 Правил являются нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу названной нормы по общему правилу именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.
Выполнение работ по уборке прилегающей территории, то есть территории, в отношении которой у хозяйствующих субъектов отсутствуют какие-либо права, на таких лиц федеральным законодательством не возлагается.
Такая обязанность может быть предусмотрена либо на основании федерального закона, либо на основании договора, заключенного в порядке, предусмотренном ГК РФ, то есть по взаимному согласию сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества несобственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
Кроме того, подпунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах ОМСУ) организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона об общих принципах ОМСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В связи с чем бремя содержания всех мероприятий по благоустройству территории городского округа возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета города, и возложение на хозяйствующих субъектов обязанности по решению за счет собственных средств вопросов местного значения неправомерно.
Пунктом 4 Правил определено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Прилегающая территория - часть территории, примыкающая к отведенной предоставленной на праве собственности, аренды, ином праве пользования и дополнительно закрепленная для благоустройства в порядке, предусмотренном Правилами (пункт 24 Правил).
Содержание территории - комплекс мероприятий, проводимых на отведенной и прилегающей территориях, связанных с уборкой территории, очисткой и восстановлением решеток ливневой канализации, поддержанием в чистоте и проведением своевременного ремонта фасадов зданий, строений, сооружений, малых архитектурных форм, заборов и ограждений; содержанием строительных площадок, инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, зеленых насаждений, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов недвижимости, находящихся на земельном участке и являющихся объектами благоустройства, в соответствии с действующим законодательством (пункт 25 Правил).
Правилами на физических и юридических лиц всех организационных форм, индивидуальных предпринимателей возложены обязанности, в том числе:
- размещать на домах, принадлежащих на праве собственности, аренды, ином праве пользования, адресные таблицы (указатель наименования улицы, а на угловых домах - наименование пересекающихся улиц, номер дома) установленного образца и содержать их в исправном состоянии и чистоте (подпункт 8 пункта 33 Правил);
- производить в весенний и осенний периоды очистку существующих водоотводных кюветов, перепусков с последующим вывозом мусора (подпункт 9 пункта 33 Правил);
- обеспечить содержание отведенной и прилегающей территории и объектов благоустройства (подпункт 1 пункта 33 Правил).
Согласно пункту 50 Правил работы по содержанию объектов благоустройства включают:
1) ежедневный осмотр всех элементов благоустройства (ограждений, зеленых насаждений, бордюров, пешеходных дорожек, малых архитектурных форм, устройств наружного освещения и подсветки), расположенных на соответствующей территории, для своевременного выявления неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов;
2) исправление повреждений отдельных элементов благоустройства при необходимости;
3) мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками, газонами, цветниками (полив, стрижка газонов) по установленным нормативам:
- своевременный покос травы (высота травостоя не должна превышать на партерных газонах 6 - 8 см, на обыкновенных - 15 - 20 см);
- своевременную уборку скошенной травы, опавшей листвы, поросли;
4) проведение санитарной очистки канав, труб, дренажей, предназначенных для отвода ливневых и грунтовых вод, от отходов и мусора один раз весной и далее по мере накопления (от двух до четырех раз в сезон);
5) очистку, окраску и (или) побелку малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства (оград, заборов, газонных ограждений) по мере необходимости с учетом технического и эстетического состояния данных объектов, но не реже одного раза в год;
6) ежедневную очистку мусоросборников, урн от мусора, их мойку и дезинфекцию один раз в месяц (в теплое время года), окраску и побелку - не реже одного раза в год, а металлических мусоросборников и урн - не менее двух раз в год (весной и осенью);
7) ежедневную уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте);
8) сбор и вывоз отходов по планово-регулярной системе согласно утвержденным графикам.
Правилами установлено, что для закрепления территории городского округа в целях благоустройства за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями администрация городского округа формирует карты-схемы (пункт 39), а также границы прилегающей территории определяются проектами межевания территорий (документами по планировке территорий), необходимыми для эксплуатации зданий, сооружений; а при отсутствии указанных данных - в соответствии с картой-схемой (пункт 42).
При этом размер (площадь) прилегающей территории согласно пункту 43 Правил определяется от границ отведенной территории, исходя, например, из следующих параметров:
1) для отдельно стоящих временных нестационарных объектов мелкорозничной торговли, бытового обслуживания и услуг (киосков, торговых остановочных комплексов, павильонов, автомоек), расположенных:
на жилых территориях - 10 метров по периметру, за исключением земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
на территории общего пользования - 10 метров по периметру;
на производственных территориях - 10 метров по периметру;
на посадочных площадках общественного транспорта - 25 метров по периметру, а также 0,5 метра от лотка дороги, при этом запрещается смет мусора на проезжую часть дороги;
на прочих территориях - 10 метров по периметру;
2) для нежилых помещений многоквартирного дома, не относящихся к общему имуществу, в том числе встроенных и пристроенных нежилых помещений:
в длину - по длине занимаемых нежилых помещений;
по ширине: в случае размещения нежилого помещения с фасадной стороны здания - до края проезжей части дороги;
в иных случаях - с учетом закрепленной за многоквартирным домом прилегающей территории. При определении ширины прилегающей территории учитывается необходимость содержания и благоустройства территорий и объектов благоустройства, используемых пользователями нежилых помещений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (дорожки, тротуары для входа в нежилое помещение, МАФ, парковки);
3) для нежилых зданий:
по длине - на длину здания плюс половина санитарного разрыва с соседними зданиями, в случае отсутствия соседних зданий - 10 метров, включая отведенную территорию;
по ширине - от фасада здания до края проезжей части дороги, а в случаях:
наличия местного проезда, сопровождающего основную проезжую часть улицы, - до ближайшего к зданию бордюра местного проезда,
устройства вокруг здания противопожарного проезда с техническим тротуаром - до дальнего бордюра противопожарного проезда;
4) для нежилых зданий (комплекса зданий), имеющих ограждение, - 25 метров от ограждения по периметру;
5) для автостоянок - 25 метров по периметру;
6) для промышленных объектов - 50 метров от ограждения по периметру;
7) для строительных объектов - 15 метров от ограждения по периметру;
8) для автозаправочных станций (АЗС), автогазозаправочных станций (АГЗС) - 50 метров по периметру и подъезды к объектам.
Определенные согласно пункту 43 Правил территории могут включать в себя тротуары, зеленые насаждения, другие территории, но ограничиваются дорожным бордюром, полотном дороги общего пользования, линией пересечения с прилегающей территорией другого юридического, физического лица, индивидуального предпринимателя.
В случае наложения прилегающих территорий друг на друга (кроме многоквартирных домов) границы благоустройства территорий определяются Администрацией Копейского городского округа при составлении карты-схемы (пункт 44 Правил).
В соответствии с пунктом 46 Правил работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют:
- на прилегающих территориях многоквартирных домов - организации, обслуживающие жилищный фонд, если собственниками заключен договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом (подпункт 1 пункта 46 Правил);
- на земельных участках, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) и безвозмездном пользовании, аренде юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и прилегающих к ним территориях - соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели (подпункт 2 пункта 46 Правил);
- на территориях, отведенных под проектирование и застройку (до начала работ), и прилегающих к ним территориях - юридические и физические лица, которым предварительно согласовано место размещения объекта на период проектирования или предоставлены земельные участки для строительства (за исключением участков, где расположены жилые дома, планируемые под снос; подпункт 4 пункта 46 Правил);
- на территориях, где ведется строительство или производятся планировочные, подготовительные работы, и прилегающих к ним территориях (на все время строительства или проведения работ) - организации, ведущие строительство, производящие работы (подпункт 6 пункта 46 Правил);
- на территориях, прилегающих к временным нестационарным объектам, - собственники и арендаторы данных объектов (подпункт 7 пункта 46 Правил);
- на участках теплотрасс, воздушных линий электропередачи, газопроводов и других инженерных коммуникаций - собственники, а в случае их отсутствия - владельцы и пользователи (подпункт 8 пункта 46 Правил);
- на тротуарах: имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий, тротуарах придомовых территорий, въездах во дворы, пешеходных дорожках, расположенных на придомовых территориях, - организации, осуществляющие управление/эксплуатацию многоквартирными домами либо собственники помещений в многоквартирных домах (абзац 3 подпункта 11 пункта 46 Правил);
- на территориях парковок автотранспорта - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, во временном пользовании или собственности которых находится обслуживаемое данной парковкой помещение или здание; при отсутствии собственников или пользователей - организации, отвечающие за уборку и содержание проезжей части (подпункт 13 пункта 46 Правил).
- на посадочных площадках городского общественного транспорта - владельцы торгово-остановочных комплексов при их наличии (подпункт 16 пункта 46 Правил);
- на пересечениях железнодорожных переездов с проезжей частью дорог - организации, эксплуатирующие железнодорожные переезды (подпункт 17 пункта 46 Правил);
- на территориях, прилегающих к входам в подземные и надземные пешеходные переходы, лестничные сходы переходов и сами переходы - организации, на балансе которых они находятся, либо организации, эксплуатирующие их (подпункт 18 пункта 46 Правил);
- на прилегающих территориях, въездах и выездах с АЗС, АЗГС - владельцы указанных объектов (подпункт 19 пункта 46 Правил);
- на территориях, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также к опорам линий электропередачи, мачтам, байпасам - организации, эксплуатирующие данные сооружения (подпункт 21 пункта 46 Правил);
- на территориях, прилегающих к акватории озер, малых рек, искусственных водоемов (прудов и пр.), карьеров в черте города, - собственники и пользователи объектов (подпункт 23 пункта 46 Правил).
Согласно пункту 49 Правил упавшие деревья удаляются собственником (пользователем) отведенной (прилегающей) территории немедленно с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов жилых и производственных зданий, а с других территорий - в течение 6 часов с момента обнаружения.
Пунктом 98 Правил установлено, что юридические лица всех организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, в том числе арендаторы, в результате деятельности которых образуются отходы потребления, обязаны организовать (на своей территории) места для их хранения (временного накопления) с последующей передачей отходов собирающей организации. Сдача, вывоз отходов производства и потребления, образовавшихся от жизнедеятельности граждан (в том числе, проживающих в частных домовладениях), предпринимателей, юридических лиц являются платными и осуществляются по договорам со специализированной организацией. Неисполнение обязанности по заключению договора на вывоз отходов производства и потребления влечет наложение административного наказания на правонарушителей.
Пунктом 169 Правил на владельцев рекламной конструкции возложена обязанность обеспечивать ее содержание в надлежащем состоянии, а также убирать прилегающую территорию.
Согласно пункту 176 Правил размещение информационных материалов допускается, как правило, на срок не более одного месяца, за исключением предвыборных агитационных материалов, которые могут быть размещены до даты проведения соответствующих выборов.
Пунктом 186 Правил на владельцев возложена обязанность содержания территорий, прилегающих к таксофонам, банкоматам и платежным терминалам, которое заключается в проведении мероприятий по очистке территории и урн от мусора, в зимний период - уборке снега, очистке наледи до асфальта или противогололедной посыпке территории, своевременной очистке навесов от снега, наледи, сосулек.
Таким образом, Правила устанавливают требования по размещению и содержанию адресных таблиц, очистке водопроводных кюветов, перепусков, по содержанию хозяйствующими субъектами не только имеющейся у них территории, но и прилегающей территории, то есть территории, которая не предоставлена во владение, пользование хозяйствующим субъектам и, соответственно, возложено бремя содержания имущества (территории), в отношении которого у них отсутствуют какие-либо права.
Ссылка Собрания депутатов на то, что основанием принятия пункта 46 Правил является пункт 6.2.6 Свода Правил СП 48.13330.2011 "Организация строительства" отклоняется Комиссией, поскольку указанной нормой предусмотрено обеспечение уборки территории стройплощадки и пятиметровой прилегающей зоны исключительно лицом, осуществляющим строительство.
Довод Собрания депутатов о принятии пункта 98 Правил в соответствии с Федеральными законами от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
При этом указанными законами не предусмотрено возложение на хозяйствующих субъектов обязанности по организации мест хранения и заключение платных договоров со специализированной организацией на вывоз отходов производства и потребления.
Довод Собрания депутатов об установлении требования пункта 169 Правил в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" не может быть принят во внимание, поскольку указанным законом не установлена обязанность владельцев рекламных конструкций обеспечивать уборку прилегающей к ней территории.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона об общих принципах ОМСУ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За их неисполнение может быть предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Нормы Правил являются обязательными к исполнению, следовательно, обязывают хозяйствующих субъектов обеспечивать содержание прилегающих территорий вне зависимости от их волеизъявления.
Пунктом 278 Правил предусмотрено, что за нарушение Правил физические и юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Администрацией при рассмотрении дела № 24-07/14 представлен перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых в период с 15.06.2012 по 04.04.2013 составлены протоколы об административных правонарушениях за нарушение Правил в части неисполнения обязанностей по содержанию прилегающей территории и вынесены постановления по итогам рассмотрения таких дел, а также документы, свидетельствующие о привлечении хозяйствующих субъектов к административной ответственности в виде штрафа (от 500 рублей до 25 тысяч рублей) за нарушение Правил.
Так, например, согласно Постановлению по делу об административном правонарушении № 7 от 18.02.2013 к административной ответственности в виде штрафа в размере одной тысячи рублей привлечена Д*** Н.В. за нарушение подпункта 6 пункта 51, пункта 61 Правил в части несвоевременной организации уборки прилегающей территории парикмахерской "Кокетка" от мусора и наледи.
Возложение на хозяйствующих субъектов обязанности по содержанию прилегающей территории влечет дополнительные материальные затраты и создает необоснованные препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При нормативно-правовом регулировании органы местного самоуправления должны учитывать требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского и антимонопольного.
Принятие Правил в части возложения на хозяйствующих субъектов обязанности по размещению и содержанию адресных таблиц, очистке водопроводных кюветов, перепусков, содержанию прилегающей территории создает преимущественные условия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на территории муниципальных образований, где органы местного самоуправления не превысили свои полномочия при утверждении правил благоустройства территории, по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории города Копейска.
В результате хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в городе Копейске, вынуждены будут нести дополнительные затраты, связанные с исполнением указанных положений Правил, что может привести к устранению с рынка отдельных хозяйствующих субъектов и ставит их в неравное положение по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельности на территории муниципальных образований, в которых отсутствуют подобные муниципальные правовые акты. Указанные затраты в итоге могут быть включены в стоимость продукции (стоимость оказания услуг), что может привести к снижению конкурентоспособности продукции, произведенной в городе Копейске, повысить стоимость оказания услуг, в том числе услуг розничной торговли.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Действия Собрания депутатов Копейского городского округа по принятию положений Правил в части возложения на хозяйствующих субъектов обязанности по размещению и содержанию адресных таблиц, очистке водопроводных кюветов, перепусков, содержанию прилегающей территории, о чем указано, в том числе в подпункте 1, 8, 9 пункта 33, пункте 43, подпунктах 1, 2, 4, 6, 7, 8, абз. 3 пункта 11, 13, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 25 пункта 46, пунктах 49, 98, 169, 176, 186 Правил, могут повлечь необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующих товарных рынках, и являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Правилами предусмотрены аналогичные требования в отношении физических лиц, в связи с чем Комиссия считает необходимым направить в информацию в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о соответствии положений Правил в части возложения на граждан обязанности по размещению и содержанию адресных таблиц, очистке водопроводных кюветов, перепусков, содержанию прилегающей территории требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Собрания депутатов Копейского городского округа, выразившиеся в принятии пункта 113 Правил.
2. Признать нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Собрания депутатов Копейского городского округа, выразившиеся в принятии положений Правил в части возложения на хозяйствующих субъектов обязанности по размещению и содержанию адресных таблиц, очистке водопроводных кюветов, перепусков, содержанию прилегающей территории, о чем указано в том числе в подпунктах 1, 8, 9 пункта 33, пункте 43, подпунктах 1, 2, 4, 6, 7, 8, абз. 3 пункта 11, 13, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 25 пункта 46, пунктах 49, 98, 169, 176, 186 Правил.
3. Выдать Собранию депутатов Копейского городского округа предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, путем приведения в соответствие с:
- пунктами 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции пункта 113 Правил путем его исключения из Правил;
- пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Правил в части исключения обязанности хозяйствующих субъектов по размещению и содержанию адресных таблиц, очистке водопроводных кюветов, перепусков, содержанию прилегающей территории из Правил (подпункты 1, 8, 9 пункта 33, пункт 43, подпунктах 1, 2, 4, 6, 7, 8, абз. 3 пункта 11, 13, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 25 пункта 46, пункты 49, 98, 169, 176, 186 Правил).
4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 27 июня 2014 г. по делу № 25-07/14

Об изменении акта, нарушающего антимонопольное
законодательство

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:
С*** Н.В.
- заместителя руководитель Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:
С*** Т.М.
- начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

П*** Ю.В.
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 27 июня 2014 года по делу № 25-07/14 о нарушении Собранием депутатов Копейского городского округа пунктов 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Собранию депутатов Копейского городского в срок до 30.09.2014 прекратить нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии пункта 113 Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных Решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 15.06.2012 № 534-МО (далее - Правила), а именно привести в соответствие с пунктами 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции пункт 113 Правил путем его исключения из Правил.
2. Собранию депутатов Копейского городского округа в срок до 30.09.2014 прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии отдельных положений Правил, путем исключения обязанности хозяйствующих субъектов по размещению и содержанию адресных таблиц, очистке водопроводных кюветов, перепусков, содержанию прилегающей территории из Правил (подпункты 1, 8, 9 пункта 33, пункт 43, подпункты 1, 2, 4, 6, 7, 8, абз. 3 подпункта 11, подпункты 13, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 25 пункта 46, пункты 49, 98, 169, 176, 186 Правил).
3. Собранию депутатов Копейского городского округа в срок до 10.10.2014 направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания (надлежаще заверенные копии принятых с учетом настоящего предписания актов, а также документов, свидетельствующих об опубликовании таких актов).
Доказательства исполнения настоящего предписания должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица.
Доказательства просим представить в прошитом и пронумерованном виде с сопроводительным письмом и описью документов со ссылкой на номер дела.


------------------------------------------------------------------