По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Челябинского областного суда от 31.01.2014 по делу N 3-10/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим в части приложения 2 к Порядку осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области, утвержденному Постановлением Правительства Челябинской области от 19.09.2013 N 283-п>



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2014 г. по делу № 3-10/2014

31 января 2014 года Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Свинцовой Г.В.,
при секретаре Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Челябинске в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области об оспаривании в части Перечня должностных лиц Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, являющихся государственными жилищными инспекторами Приложения № 2 к Порядку осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 19 сентября 2013 года № 283-п,

установил:

Постановлением Правительства Челябинской области от 19 сентября 2013 года № 283-п утвержден Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области, который опубликован в газете "Южноуральская панорама", № 152, от 09.10.2013 г. (спецвыпуск № 35).
В Приложении № 2 к данному Порядку пунктами 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 16, 18, 19, 21 в Перечень должностных лиц Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, являющихся государственными жилищными инспекторами, включены должности "государственный инспектор отдела административных правонарушений и сводного анализа Управления "Государственная жилищная инспекция", "государственный инспектор" и "старший инспектор" Челябинского, Магнитогорского, Кыштымского, Троицкого, Златоустовского, Ашинского отделов управления "Государственная жилищная инспекция".
Прокурор Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 16, 18, 19, 21 Перечня должностных лиц Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, являющихся государственными жилищными инспекторами, Приложения № 2 к Порядку осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 19.09.2013 г. № 283-п.
В обоснование требований указал, что оспариваемые нормы Порядка не соответствуют ст. 13, ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 62 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", поскольку оспариваемыми пунктами Перечня включенные в число государственных жилищных инспекторов государственные инспекторы и старшие инспекторы Управления, не являясь государственными гражданскими служащими, наделены полномочиями по реализации функций органа государственной власти и полномочиями государственных жилищных инспекторов, закрепленными в ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Челябинской области О. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Челябинской области - А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласилась. В представленных письменных возражениях указала, что оспариваемые прокурором положения приняты в пределах компетенции Правительства Челябинской области и не содержат положений, противоречащих федеральному законодательству.
Выслушав объяснения прокурора О., поддержавшую доводы заявления, возражения представителя заинтересованного лица Правительства Челябинской области А., проверив оспариваемые нормативные положения на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных прокурором Челябинской области требований.
Согласно пункту "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществление регионального государственного жилищного надзора является одним из полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Указанные полномочия, как предусмотрено пунктом 62 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относятся к полномочиям, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Государственный жилищный надзор (региональный жилищный надзор) в соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 "О государственном жилищном надзоре".
Пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре определено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных указанным Положением. Требования к порядку осуществления государственного жилищного надзора установлены пунктом 5 названного Положения. В соответствии с подпунктом "г" указанного пункта порядок включает в том числе перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) определение перечня должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) также отнесено к полномочиям высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодателем урегулировано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по региональному государственному жилищному надзору, а перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Челябинской области от 27.11.2003 № 200-ЗО "О системе исполнительных органов государственной власти Челябинской области" установлено, что в систему исполнительных органов государственной власти Челябинской области входят Правительство Челябинской области и иные исполнительные органы государственной власти Челябинской области (ст. 2).
Пунктом 1 постановления Губернатора Челябинской области от 16.05.2013 № 140 "О структуре органов исполнительной власти Челябинской области" предусмотрено, что в структуру органов исполнительной власти Челябинской области входят министерства, главные управления, государственные комитеты, Администрация Губернатора Челябинской области, Управление делами Правительства Челябинской области, Постоянное представительство Челябинской области при Правительстве Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 408 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области" данное Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области. Подпунктом 37 пункта 8 указанного Положения к полномочиям названного Министерства отнесено осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Оспариваемый Порядок утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 19.09.2013 № 283-П в целях реализации вышеприведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 294-ФЗ, Положения о государственном жилищном надзоре "О Порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области".
Пунктом 3 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области определено, что региональный государственный жилищный надзор осуществляется Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
В целях осуществления возложенных задач в структуре Министерства создано управление "Государственная жилищная инспекция", положение о которой утверждено приказом Министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области от 27.07.2011 № 85.
Управление "Государственная жилищная инспекция", осуществляющее непосредственно жилищный надзор в соответствии с Приложением 1 к Порядку осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области, утвержденным оспариваемым постановлением, является структурным подразделением Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. Следовательно, должностные лица указанного Управления являются должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление государственного жилищного надзора.
Доводы прокурора о том, что включение в оспариваемый Перечень должностных лиц, замещающих должности "государственный инспектор" и "старший инспектор", не включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Челябинской области, утвержденный Законом Челябинской области от 29.03.2007 № 105-ЗО, противоречит статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" суд находит несостоятельными.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (ст. 1).
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (ст. 8).
Согласно положениям, закрепленным в статьях 1, 8, 9, 10, 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации", к федеральным государственным служащим относятся граждане, осуществляющие на основании контракта профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (федеральной государственной гражданской службы, военной службы, правоохранительной службы), учрежденных федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, входящих в Реестр должностей федеральной государственной службы, утвержденный Президентом Российской Федерации, и получающие вознаграждения за счет средств федерального бюджета. К государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации относятся граждане, осуществляющие на основании контракта профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, учрежденных законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, входящих в реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, утвержденный законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и получающие вознаграждение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 5 Закона Челябинской области от 29.03.2007 № 104-ЗО "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области" учреждены должности государственной гражданской службы Челябинской области. Согласно статье 6 названного Закона Челябинской области реестр должностей государственной гражданской службы Челябинской области утверждается законом Челябинской области.
Приложением к Закону Челябинской области от 29.03.2007 № 105-ЗО "Об утверждении Реестра должностей государственной гражданской службы Челябинской области" установлены должности государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемые в органах исполнительной власти Челябинской области.
Должности "государственный инспектор" и "старший инспектор" в этом Реестре отсутствуют.
Согласно штатному расписанию Министерства, утвержденному приказом от 24.09.2013 № 338-к, в структурном подразделении - Управление "Государственная жилищная инспекция" должности государственный инспектор отдела административных правонарушений, государственный инспектор и старший инспектор Челябинского, Магнитогорского, Кыштымского, Троицкого, Златоустовского, Ашинского отделов не отнесены к категории государственных гражданских служащих.
Таким образом, оспариваемые прокурором нормативные положения не противоречат ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2013).
Кроме того, согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
Работники федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации, не относящиеся к государственным служащим, осуществляют трудовую деятельность на основе трудового договора, а не служебного контракта. Их права, обязанности, ограничения и ответственность, связанные с трудовой деятельностью, определяются трудовым законодательством и трудовым договором.
Таким образом, федеральным законодательством урегулировано, что в органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы.
Ни один из вышеприведенных федеральных законов не содержит требования о том, чтобы должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия по региональному государственному жилищному надзору, являлись в обязательном порядке государственными гражданскими служащими.
Доводы прокурора о том, что осуществление государственных функций по проведению мероприятий по контролю лицами, не относящимися к категории государственных служащих, нарушает требования законодательства о противодействии коррупции, суд отклоняет, поскольку согласно пункту 7 Положения о государственном жилищном надзоре должностные лица, включенные в оспариваемый Перечень, при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона № 294-ФЗ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий (ст. 19 Федерального закона № 294-ФЗ).
Частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 указанной статьи.
Кроме того, например, из положений статей 7.1, 8, 8.1, 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" следует, что запреты и ограничения установлены не для всех должностей государственной или муниципальной службы, а лишь для должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые прокурором правовые нормы законодательству о противодействии коррупции также не противоречат.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что положения оспариваемых пунктов 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 16, 18, 19, 21 Перечня должностных лиц Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, являющихся государственными жилищными инспекторами, Приложения № 2 к Порядку осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области, утвержденному постановлением Правительства Челябинской области от 19.09.2013 г. № 283-п, не противоречат федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

прокурору Челябинской области в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 16, 18, 19, 21 Перечня должностных лиц Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, являющихся государственными жилищными инспекторами, Приложения № 2 к Порядку осуществления регионального государственного жилищного надзора в Челябинской области, утвержденному постановлением Правительства Челябинской области от 19.09.2013 г. № 283-п - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Г.В.СВИНЦОВА


------------------------------------------------------------------