По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11.02.2014 по делу N 59-03/13 <О нарушении организацией - естественным монополистом антимонопольного законодательства, выразившемся в необоснованном прекращении водоснабжения потребителей>



УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. по делу № 59-03/13

Резолютивная часть решения оглашена 3 февраля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 февраля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:
Козлова Анна Алексеевна - руководитель Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
Ефимова Т.В. - специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей:
заявителя - ООО "С" (доверенность от 20.01.2014 № 9);
ответчика - Муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (доверенность от 20.01.2014 № 07),
рассмотрев дело № 59-03/13 по признакам нарушения Муниципальным предприятием "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МП "УК ЖКХ") пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО "С" на действия Муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МП "УК ЖКХ"), выразившиеся в прекращении подачи холодной воды.
Как следует из материалов заявления, 29 октября 2013 года МП "УК ЖКХ" направило в адрес главы Еманжелинского сельского поселения, директора ООО "С" письмо, в котором указано о невозможности бесперебойной работы в сфере услуг водоснабжения по причине отказа в принятии обязательств по оплате задолженности ООО "Сервис-Чепфа", ранее оказывающего услуги водоснабжения жителям Еманжелинского сельского поселения.
В связи с чем, директору Муниципального предприятия "УК ЖКХ" Челябинским УФАС России 13.11.2013 было выдано предостережение о недопустимости совершения действий по прекращению водоснабжения в отношении потребителей, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Тем не менее 13 ноября 2013 года Администрацией Еманжелинского сельского поселения был составлен акт, в котором указано, что подача воды от центрального водовода (Шершни - Зауральский) на село Еманжелинка приостановлена 12 ноября 2013 года в 17:00 часов.
Главой Администрации Еманжелинского сельского поселения представлены письменные заявления заведующей Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Еткульская центральная районная больница", в котором указано, что водоснабжение отсутствует. Кроме того, были представлены письменные заявления заведующего МКДОУ ЦРР - детский сад "Радуга", директора Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Еманжелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида, директора МОУ Еманжелинская общеобразовательная школа, которые указывают о невозможности организации учебного процесса в связи с отсутствием холодного водоснабжения.
20.12.2013 Приказом Челябинского УФАС России № 379 в отношении МП "УК ЖКХ" было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии представитель ООО "С" пояснил, что 28.11.2013 МП "УК ЖКХ" было возобновлено водоснабжение, что зафиксировано соответствующим актом.
МП "УК ЖКХ" также направило своего представителя, который подтвердил, что возобновление подачи воды было произведено 28.11.2013.
Изучив материалы дела, пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
МП "УК ЖКХ" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, МП "УК ЖКХ" обязано соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. В соответствии с частью 1 статьи 21 Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:
1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;
2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;
4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;
5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
Таким образом, действующее законодательство в сфере водоснабжения не предусматривает возможность прекращения подачи воды (остановки насосного оборудования) в случае наличия долга за оказанные услуги.
Материалами дела подтверждается, что МП "УК ЖКХ" прекратило осуществление водоснабжения в отношении с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области по причине отказа ООО "С" в принятии обязательств по оплате задолженности ООО "Сервис-Чепфа", ранее оказывавшего услуги водоснабжения жителям с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области. Доказательств того, что все жители и социальные учреждения с. Еманжелинка имели задолженность по оплате услуг водоснабжения, материалами дела не установлено.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами
Таким образом, МП "УК ЖКХ" своими действиями, выразившимися в прекращении водоснабжения потребителей с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области в период с 13.11.2013 по 28.11.2013, нарушило требования пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
У МП "УК ЖКХ" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: не прекращать услуги водоснабжения в отношении с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области. Однако МП "УК ЖКХ" не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности МП "УК ЖКХ" в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", поскольку запрет на нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка заключения договора водоснабжения прямо поименован в части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления предусмотренных данной статьей негативных последствий презюмируется и не требует доказывания антимонопольным органом.
На момент вынесения решения по данному делу нарушение антимонопольного законодательства МП "УК ЖКХ" устранено добровольно, водоснабжение в отношении потребителей с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области возобновлено 28.11.2013.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать действия Муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства", выразившиеся в необоснованном прекращении водоснабжения потребителей с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области в период с 13.11.2013 по 28.11.2013, нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Прекратить производство по делу в отношении Муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в прекращении водоснабжения потребителей с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области, в связи с добровольным устранением последствий нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении Муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии
Д.А.ДОЗМОРОВА
Т.В.ЕФИМОВА


------------------------------------------------------------------