По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Министерства финансов Челябинской области от 27.02.2014 N 10-НП "О Порядке оценки надежности банковской гарантии и поручительства, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения обязательств перед Челябинской областью"



МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 27 февраля 2014 г. № 10-НП

О Порядке оценки надежности (ликвидности)
банковской гарантии и поручительства, предоставляемых
в качестве обеспечения исполнения обязательств
перед Челябинской областью

В соответствии с пунктом 3 статьи 93.2 и пунктом 1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручительства, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения обязательств перед Челябинской областью.

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.

3. Организацию выполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Челябинской области А.Е. Прыгунова.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Министр финансов
Челябинской области
А.В.ПШЕНИЦЫН





Утвержден
приказом
Министерства финансов
Челябинской области
от 27 февраля 2014 г. № 10-НП

Порядок
оценки надежности (ликвидности)
банковской гарантии и поручительства,
предоставляемых в качестве обеспечения исполнения
обязательств перед Челябинской областью

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручительства, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения обязательств перед Челябинской областью (далее именуется - Порядок), разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 93.2 и пунктом 1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет процедуру проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств перед Челябинской областью:
1) по возврату заемщиком бюджетного кредита, уплате процентов и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением) о предоставлении бюджетного кредита из областного бюджета (далее именуется - возврат бюджетного кредита);
2) по удовлетворению регрессных требований гаранта к принципалу в связи с исполнением гарантом в полном объеме или в какой-либо части обязательств по государственной гарантии Челябинской области (далее именуется - удовлетворение регрессных требований).
2. Под надежностью (ликвидностью) банковской гарантии и поручительства в целях настоящего Порядка понимается способность банка или иной кредитной организации (далее именуется - банк) и поручителя своевременно и в полном объеме исполнить обязательства заемщика по возврату бюджетного кредита либо обязательства принципала по удовлетворению регрессных требований.
3. Банки и поручители в целях настоящего Порядка должны отвечать следующим требованиям:
1) отсутствие просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Челябинской областью, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным гарантиям Челябинской области, ранее предоставленным Челябинской областью;
2) непроведение процедур ликвидации, реорганизации в отношении банка и поручителя, а также отсутствие решения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) неприостановление деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) величина чистых активов банка, поручителя составляет не менее трехкратной суммы обеспечиваемых обязательств, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка.
4. Анализ финансового состояния банка и поручителя, а также подготовка заключений об оценке надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручительства либо об отказе в проведении такой оценки в соответствии с настоящим Порядком проводит отдел государственного долга и кредитной политики управления бюджетной политики в течение 10 рабочих дней после поступления соответствующих документов в Министерство финансов Челябинской области (далее - Минфин области).

II. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии

5. В качестве обеспечения исполнения обязательств перед Челябинской областью принимается банковская гарантия, являющаяся безотзывной.
6. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии осуществляется на основании документов, представленных согласно приложению 1 к настоящему Порядку в случае обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита либо в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 27.10.2010 № 212-п "О перечне документов для предоставления областной государственной гарантии" (далее именуется - Перечень № 212-п) в случае обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессных требований.
7. Несоответствие банка требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Порядка, и (или) непредставление в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, является основанием для отказа проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии.
8. Отдел государственного долга и кредитной политики управления бюджетной политики проводит анализ финансового состояния банка на основании показателей, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, и подготавливает проект соответствующего заключения.
9. Финансовое состояние банка определяется с помощью следующих показателей:
1) отсутствие убытков за последние два календарных года и на последнюю отчетную дату текущего года;
2) высокое качество активов банка (активы I и II категорий качества должны составлять не менее 50 % общего объема активов);
3) соответствие банка обязательным нормативам, установленным Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
10. Финансовое состояние банка признается неудовлетворительным в случае несоответствия банка любому из показателей, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.
11. Банковская гарантия признается имеющей высокую степень надежности (ликвидности) в случае соответствия банка требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Порядка, и финансовое состояние банка признано удовлетворительным исходя из показателей, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.

III. Оценка надежности (ликвидности) поручительства

12. Оценка надежности (ликвидности) поручительства осуществляется на основании документов, представленных согласно приложению 2 к настоящему Порядку в случае обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита либо в соответствии с Перечнем № 212-п в случае обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессных требований.
13. Несоответствие поручителя требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Порядка, и (или) непредставление в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка, является основанием для отказа в проведении оценки надежности (ликвидности) поручительства.
14. Отдел государственного долга и кредитной политики управления бюджетной политики проводит анализ финансового состояния поручителя на основании документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка, в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния поручителя согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее именуется - Методика) и подготавливает проект соответствующего заключения.
15. В случае если для оценки финансового состояния поручителя в соответствии с Методикой требуется привлечение независимых экспертных организаций (экспертов) срок, установленный пунктом 4 настоящего Порядка, продлевается на период исполнения ими договора (контракта) на оказание услуг по оценке финансового состояния поручителя.
16. Поручительство признается имеющим высокую степень надежности (ликвидности) в случае соответствия поручителя требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Порядка, и финансовое состояние которого по результатам оценки надежности (ликвидности) поручительства в соответствии с Методикой признается хорошим.

IV. Заключительные положения

17. Заключения Минфина области об оценке надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручительства либо об отказе в проведении такой оценки направляются в течение 1 рабочего дня с даты их подписания Министром финансов Челябинской области в Правительство Челябинской области для принятия соответствующих решений.
18. Документы, представленные для оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручительства, возвращаются по письменному требованию лиц, представивших указанные документы.





Приложение 1
к Порядку
оценки надежности (ликвидности)
банковской гарантии и поручительства,
предоставляемых в качестве обеспечения
исполнения обязательств
перед Челябинской областью

Перечень
документов для оценки надежности (ликвидности)
банковской гарантии, предоставляемой в качестве
обеспечения исполнения обязательств
перед Челябинской областью по возврату бюджетного кредита

1. Копии учредительных документов банка со всеми приложениями и изменениями, заверенные банком.
2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная в отношении банка не ранее чем за 1 месяц до момента обращения заемщика за предоставлением бюджетного кредита.
3. Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица) банка на совершение сделок от имени банка (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, трудовой контракт, доверенность), заверенные банком.
4. Нотариально заверенные образцы подписей уполномоченных лиц и оттиск печати банка.
5. Нотариально заверенная копия документа, подтверждающего согласие (одобрение) уполномоченного органа управления заемщика и банка на совершение сделок по осуществлению (предоставлению) заимствований, в обеспечение которых предоставляется банковская гарантия (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными и иными документами заемщика и банка).
6. Справки налогового органа, территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов банка по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды Российской Федерации, подтверждающие отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, пеней, штрафов и иных финансовых санкций.
7. Справка банка об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности банка по денежным обязательствам перед Российской Федерацией и Челябинской областью.
8. Справка банка, подтверждающая, что в отношении него не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) и не введена процедура ликвидации или банкротства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
9. Гарантийное письмо банка о согласии выступить гарантом по обязательствам заемщика.
10. Нотариально заверенная копия лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций.
11. Баланс банка и отчет о прибылях и убытках за последний финансовый год, предшествующий году обращения заемщика с заявлением о предоставлении бюджетного кредита, и на последнюю отчетную дату, заверенные банком.
12. Копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности банка за последний финансовый год, предшествующий году обращения заемщика о предоставлении бюджетного кредита, заверенная банком.
13. Расчет собственных средств (капитала) банка по форме, установленной Центральным банком Российской Федерации и показатели обязательных нормативов на последнюю отчетную дату перед обращением заемщика о предоставлении бюджетного кредита с приведением диапазона допустимых значений.
14. Информация об обязательных нормативах по форме, установленной Центральным банком Российской Федерации.
15. Информация о качестве активов банка по форме, установленной Центральным банком Российской Федерации.
16. Расчет чистых активов банка, подписанный руководителем и заверенный печатью банка.
17. Справка Центрального банка Российской Федерации о выполнении банком в течение последнего полугодия перед обращением заемщика о предоставлении бюджетного кредита обязательных резервных требований Центрального банка Российской Федерации, об отсутствии фактов несвоевременных расчетов клиентов, об отсутствии к банку принудительных мер воздействия со стороны Центрального банка Российской Федерации.
18. Копии документов, подтверждающих согласование Центральным банком Российской Федерации кандидатур уполномоченных должностных лиц банка, заверенные заемщиком.





Приложение 2
к Порядку
оценки надежности (ликвидности)
банковской гарантии и поручительства,
предоставляемых в качестве обеспечения
исполнения обязательств
перед Челябинской областью

Перечень
документов для оценки надежности (ликвидности)
поручительства, предоставляемого в качестве обеспечения
исполнения обязательств перед Челябинской областью
по возврату бюджетного кредита

1. Копии учредительных документов поручителя со всеми приложениями и изменениями, заверенные заемщиком.
2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная в отношении поручителя не ранее чем за 5 рабочих дней до момента обращения заемщика за предоставлением бюджетного кредита.
3. Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица) поручителя на совершение сделок от имени поручителя (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, трудовой контракт, доверенность).
4. Нотариально заверенные образцы подписей уполномоченных лиц и оттиск печати поручителя.
5. Нотариально заверенная копия документа, подтверждающего согласие (одобрение) уполномоченного органа управления поручителя на совершение сделок по предоставлению поручительства (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными и иными документами поручителя).
6. Справки налогового органа, территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов поручителя по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды Российской Федерации, подтверждающие отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, пеней, штрафов и иных финансовых санкций.
7. Справка поручителя об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией и Челябинской областью.
8. Справка поручителя, подтверждающая, что в отношении него не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) и не введена процедура ликвидации или банкротства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
9. Гарантийное письмо поручителя о намерениях по выдаче поручительства с указанием цели, суммы, срока и условий поручительства.
10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, состоящая из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним за последний финансовый год, предшествующий году обращения заемщика, с отметкой налогового органа о ее принятии и пояснительная записка к ней, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность, состоящая из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним с отметкой налогового органа о ее принятии на последнюю отчетную дату (поручитель, ведущий финансово-хозяйственную деятельность менее 12 месяцев, представляет указанные документы на последнюю отчетную дату).
11. Подписанные руководителем поручителя и заверенные печатью поручителя расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности к представленным бухгалтерским балансам с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов (более 5 процентов общего объема задолженности) и дат возникновения задолженности.
12. Подписанные руководителем поручителя и заверенные печатью поручителя расшифровки задолженности по кредитам банков к представленным балансам с указанием кредиторов, величины долга, дат получения и погашения кредитов, видов их обеспечения, процентной ставки, периодичности погашения, сумм просроченных обязательств, включая проценты и штрафы.
13. Копия аудиторского заключения, заверенная поручителем, о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний финансовый год, предшествующий году обращения заемщика за предоставлением бюджетного кредита (в случае если поручитель подлежит обязательному аудиту).





Приложение 3
к Порядку
оценки надежности (ликвидности)
банковской гарантии и поручительства,
предоставляемых в качестве обеспечения
исполнения обязательств
перед Челябинской областью

Методика
проведения анализа финансового состояния поручителя

Общие положения

1. Настоящая Методика проведения анализа финансового состояния поручителя (далее именуется - Методика) определяет процедуру проведения анализа финансового состояния поручителя на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, состоящей из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, за последний финансовый год, предшествующий году предоставления поручительства, а также указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату с отметкой налогового органа о ее принятии (поручители, ведущие финансово-хозяйственную деятельность менее 12 месяцев, представляют указанные документы на последнюю отчетную дату).
Дополнительная финансовая информация, предоставляемая поручителем:
информация о роде деятельности - торговое или неторговое. В целях анализа (оценки) финансового состояния организация считается торговой, если более 50 % выручки за отчетный период получено в результате торговых операций (операций перепродажи);
информация о наличии у поручителя активов в форме ценных бумаг, в том числе облигаций Сберегательного банка РФ;
информация, предусмотренная пунктами 5, 6 и 7 настоящей Методики.
2. Анализ (оценку) финансового состояния поручителя осуществляет отдел государственного долга и кредитной политики управления бюджетной политики в течение 5 рабочих дней с даты представления в Министерство финансов Челябинской области (далее - Минфин области) всех документов, указанных в пункте 1 настоящей Методики.


II. Финансовые индикаторы (показатели)

Для анализа (оценки) финансового состояния поручителя используются три группы базовых финансовых индикаторов (показателей):
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
коэффициент рентабельности.

4. Коэффициенты ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент текущей ликвидности характеризуют обеспеченность поручителя оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных долговых обязательств.
5. Коэффициент абсолютной ликвидности К1 показывает, какая часть краткосрочных долговых обязательств может быть погашена за счет имеющихся денежных средств и высоколиквидных краткосрочных ценных бумаг, и определяется по формуле:



где:
Деньги 1250 - денежные средства и денежные эквиваленты (строка 1250 баланса);
Облигации - рыночная стоимость ценных бумаг, принадлежащих поручителю, на момент окончания отчетного квартала. Информация предоставляется при подаче документов об оценке ликвидности (надежности) поручительства. В случае если указанная информация отсутствует, объем предполагается равным нулю;
Краткосрочные обязательства (1500 - 1530) - Резерв - краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500), доходов будущих периодов (строка 1530) и Резервов (резервы предстоящих расходов). Информация о резервах предстоящих расходов предоставляется поручителем при подаче документов об оценке ликвидности (надежности) поручительства. В случае если указанная информация отсутствует, объем резервов предполагается равным нулю.
6. Коэффициент быстрой ликвидности К2 характеризует способность поручителя оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства для погашения существующих финансовых обязательств и определяется по формуле:



где:
Дебзадолженность - краткосрочная дебиторская задолженность (строка 1520 баланса);
ФинВлож - краткосрочные финансовые вложения (строка 1240 баланса);
Деньги 1250 - денежные средства и денежные эквиваленты (строка 1250 баланса);
Краткосрочные обязательства (1500 - 1530) - Резерв - краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500), доходов будущих периодов (строка 1530) и Резервов (резервы предстоящих расходов). Информация о резервах предстоящих расходов предоставляется поручителем при подаче документов об оценке ликвидности (надежности) поручительства. В случае если указанная информация отсутствует, объем резервов предполагается равным нулю.
7. Коэффициент текущей ликвидности К3 является обобщающим показателем платежеспособности поручителя и определяется по формуле:



где:
ОбАктивы 1200 - оборотные активы (строка 1200 баланса);
НеликвидАктивы - неликвидные оборотные активы, включающие расходы будущих периодов и дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, информация о которых предоставляется поручителем при подаче документов об оценке ликвидности (надежности) поручительства;
Краткосрочные обязательства (1500 - 1530) - Резерв - краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500), доходов будущих периодов (строка 1530) и Резервов (резервы предстоящих расходов). Информация о резервах предстоящих расходов предоставляется поручителем при подаче документов об оценке ликвидности (надежности) поручительства. В случае если указанная информация отсутствует, объем резервов предполагается равным нулю.
8. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 характеризует финансовую устойчивость поручителя и определяется по формуле:



где:
Собственный Капитал - капитал и резервы (строка 1300 баланса);
Заемный Капитал (1410 + 1510) - заемные средства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств по заемным средствам (строки 1410 и 1510 баланса).
9. Коэффициент рентабельности К5 характеризует рентабельность продукции (продаж) и определяется по формуле:



где:
Прибыль от продаж - прибыль (убыток) от продаж (строка 2200 отчета о прибылях и убытках);
Выручка 2110 - выручка от реализации продукции (продаж) (строка 2110 отчета о прибылях и убытках).

III. Оценка финансовых индикаторов (показателей)

10. Для каждого финансового индикатора (показателя) устанавливаются наилучшие и наихудшие пороговые значения.
11. На основе полученного значения (Кi) и пороговых значений для каждого показателя определяется одно значение из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории показателей содержатся в таблице 1.

Таблица 1. Пороговые значения показателей и выбор категории в зависимости от фактических значений показателей

Наименование коэффициента
1 категория
2 категория
3 категория
Коэффициент абсолютной ликвидности К1
более 0,2
0,1 - 0,2
менее 0,1
Коэффициент быстрой ликвидности К2
более 0,8
0,5 - 0,8
менее 0,5
Коэффициент текущей ликвидности К3
более 2,0
1,0 - 2,0
менее 1,0
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4:



- торговая деятельность
более 0,6
0,4 - 0,6
менее 0,4
- другие отрасли
более 1,0
0,7 - 1,0
менее 0,7
Коэффициент рентабельности продукции (продаж) К5
более 0,15
0,0 - 0,15
менее 0,0
(нерентабельность)

12. Определение значения сводной оценки финансового состояния (S) осуществляется на основании присвоенных категорий по формуле:

S = 0,11 x Категория К1 + 0,05 x Категория К2 + 0,42 x Категория К3 + 0,21 x Категория К4 + 0,21 x Категория К5.

Фактическое значение коэффициента, категория, вес показателя отражаются в таблице 2.

Таблица 2. Вес показателей, используемый при расчете сводной оценки

Наименование коэффициента
Фактическое значение коэффициента
Категория
Вес показателя
Итог
К1


0,11

К2


0,05

К3


0,42

К4


0,21

К5


0,21

Значение сводной оценки (S)
x
x
1


13. На основе полученного значения сводного анализа (оценки) финансовое состояние поручителя относится к одному из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, однако, не превышает 2,4;
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение сводной оценки больше 2,4.
14. По результатам анализа финансового состояния поручителя отдел государственного долга и кредитной политики управления бюджетной политики подготавливает заключение, которое подписывает Министр финансов Челябинской области.
15. В случае предоставления поручительства на сумму более 10 млн. рублей для анализа финансового состояния поручителя Минфин области в соответствии с действующим законодательством привлекает на договорной основе независимые экспертные организации (экспертов). В этом случае заключение Минфина области о финансовом состоянии поручителя подготавливается с учетом заключения независимой экспертной организации (экспертов).


------------------------------------------------------------------