По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Копейского городского суда Челябинской области от 11.12.2014 по делу N 2-3653/14 <О признании недействующими пунктов 6, 7, 8, 9, пунктов 88, 89, 91.1 раздела XVII "Внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование" Приложения N 1, подпунктов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 пункта 4 "Плата за техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", пункта 10 "Плата за техническое обслуживание ОДНУ" Приложения N 5 к Постановлению администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 N 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" >



КОПЕЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу № 2-3653/14

Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гончаровой М.И.
с участием прокурора Полежаева Д.А.
при секретаре Гусевой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора г. Копейска о признании противоречащими федеральному законодательству некоторых пунктов постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" с учетом изменений и дополнений, некоторых пунктов приложений к указанному постановлению,

установил:

прокурор г. Копейска обратился в суд с заявлением о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими со времени вступления решения суда в законную силу пунктов 6, 7, 8, 9 Постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" в редакции постановлений администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27.05.2014 № 1582-п, от 14.10.2014 № 3474-п; а также пунктов 88, 89, 91.1 раздела XVII "Внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование" Приложения № 1, подпунктов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 пункта 4 "Плата за техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", пункт 10 "Плата за техническое обслуживание ОДПУ" Приложения № 5 к постановлению администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" в редакции постановлений администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27.05.2014 № 1582-п, от 14.10.2014 № 3474-п.
В обоснование иска указано, что оспариваемые прокурором пункты постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" и приложений к нему устанавливают плату за техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета. Согласно действующему законодательству коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, электрической энергии, холодной и горячей воды являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей и затраты по их обслуживанию должны возмещаться за счет статьи "Работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. Выделение в отдельную статью платы за текущий ремонт и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета без уменьшения размера платы по статьям "Технический ремонт и техническое обслуживание внутридомовых систем центрального отопления, водоснабжения, канализации, электрических сетей, является незаконным.
Кроме того, орган местного самоуправления в той части, в которой предусмотрел в перечне работ по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах работы по обслуживанию внутриквартирного газового оборудования и включил их оплату в размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения для населения (Приложение № 5) превысил свою компетенцию, определенную жилищным законодательством.
Прокурор Полежаев Д.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Представитель Администрации КГО Кизилова Ю.М. в судебном заседании против заявленных прокурором требований возражала, мотивируя тем, что подготовлен проект постановления о внесении изменений в постановление администрации КГО от 24.12.2013 г. № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги", который в настоящее время находится в прокуратуре для проведения антикоррупционной экспертизы.
Заслушав прокурора Полежаева Д.А., представителя администрации Копейского городского округа Кизилову Ю.М., исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части первой статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Часть 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации устанавливает верховенство федерального закона на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая гарантируемая Конституцией Российской Федерацией самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации",
1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 45 Устава Муниципального образования "Копейский городской округ" администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Челябинской области. Администрацией городского округа руководит глава городского округа на принципах единоначалия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Уставом, правовыми актами Собрания депутатов.
В соответствии со ст. 39 Устава МО "КГО" глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию городского округа.
В силу п. 2, 3 ч. 1 ст. 40 Устава МО "КГО" Глава городского округа подписывает и обнародует в порядке установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Собранием депутатов, издает в пределах своих полномочий правовые акты администрации городского округа.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила) поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекращены конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" в редакции постановлений администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27.05.2014 № 1582-п "О внесении изменения в постановление администрации Копейского городского округа от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги", от 14.10.2014 № 3474-п "О внесении изменений в постановление администрации Копейского городского округа от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" утверждены структура и перечень работ по содержанию и ремонту (общего имущества многоквартирных домов (Приложение № 1) и плата за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения (без учета затрат на капитальный ремонт) для населения (Приложение № 5).
Постановление администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" опубликовано 27.12.2013 в газете "Копейский рабочий", № 148.
Постановление администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27.05.2014 № 1582-п "О внесении изменения в постановление администрации Копейского городского округа от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" опубликовано 28.05.2014 в газете "Копейский рабочий", № 60.
Постановление администрации от 14.10.2014 № 3474-п "О внесении изменений в постановление администрации Копейского городского округа от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" опубликовано 21.10.2014 в газете "Копейский рабочий", № 121.
Согласно пункту 6 постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п с 1 февраля 2014 года введена для населения, проживающего в многоквартирных домах, где установлены и приняты на коммерческий учет общедомовые (коллективные) приборы учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, воды, электрической энергии), плата за техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета.
В соответствии с пунктом 7 постановления размер платы за техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме определяется для каждого многоквартирного дома индивидуально исходя из вида и количества общедомовых приборов учета, которыми оборудован данный дом.
Размер платы за техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме определяется как частное от деления стоимости обслуживания общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, которыми оборудован многоквартирный дом, на общую площадь многоквартирного дома (пункт 8 постановления).
Согласно пункту 9 постановления установлена с 1 февраля 2014 года стоимость технического обслуживания общедомовых (коллективных) приборов учета по видам коммунальных ресурсов: тепловой энергии - 1571 рубль в месяц; воды - 1099 рублей в месяц; электрической энергии - 187 рублей в месяц.
Пунктом 10 "Плата за техническое обслуживание ОДПУ" Приложения № 5 к постановлению предусмотрено, что плата за техническое обслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии, воды, электрической энергии определяется для каждого многоквартирного дома индивидуально.
В пунктах 88, 89, 91.1 раздела XVII "Внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование" Приложения № 1 к названному постановлению приведен перечень работ по содержанию общего имущества, что следует из наименования графы 3 строки 1 названного раздела "Наименование работ по содержанию общего имущества".
Так, пунктом 88 предусмотрено, что к работам по содержанию общего имущества относится "Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования".
Согласно пункту 89 к этим работам относится "Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию".
В силу пункта 91.1 в состав работ входит также "Проверка герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание)"
В пункте 4 "Плата за техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" Приложения № 5 определен порядок расчета платы за техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, в том числе в пункте 4.1 - при наличии 2-горелочной плиты и внутридомового газопровода; пункте 4.2 - при наличии 4-горелочной плиты и внутридомового газопровода; пункте 4.3 - при наличии проточного полуавтоматического водонагревателя (ВПГ), 2-горелочной плиты и внутридомового газопровода; в пункте 4.4 - при наличии проточного полуавтоматического водонагревателя (ВПГ), 4-горелочной плиты и внутридомового газопровода.
Вышеуказанные нормы постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" в редакции постановлений администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27.05.2014 № 1582-п, от 14.10.2014 № 3474-п не отвечают требованиям жилищного законодательства.
Части 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ выделяют в структуре платы за жилое помещение, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, и плату за коммунальные услуги. При этом, в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения включается плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (часть 3).
Данная норма согласуется с положениями части 4 статьи 158 ЖК РФ, определяющими, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила от 13.08.2006 № 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил от 13.08.2006 № 491).
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления и др. (пункт 7 Правил от 13.08.2006 № 491).
Пунктом 29 Правил от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Таким образом, приборы учета являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей и затраты по их обслуживанию должны возмещаться за счет статьи "Работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов", в том числе, внутридомовых систем водоснабжения и канализации, внутридомовых систем центрального отопления, внутридомовых электрических сетей без увеличения тарифа.
Выделение в отдельную статью платы за текущий ремонт и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, тепловой энергии, электрической энергии без уменьшения размера платы по статьям технический ремонт и техническое обслуживание внутридомовых систем водоснабжения и канализации, внутридомовых систем центрального отопления, внутридомовых электрических сетей является незаконным.
Следовательно, пункты 6, 7, 8, 9 постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги", пункт 10 "Плата за техническое обслуживание ОДПУ" Приложения № 5 к постановлению, выделяющие в отдельную статью плату за техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета холодной воды, тепла и электрической энергии, противоречат федеральному законодательству.
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, определены понятия внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Исходя из положений этого нормативного правого акта, в состав вышеуказанных видов газового оборудования включается различное имущество. При этом, внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном определено как общее имущество собственников помещений.
Следовательно, орган местного самоуправления вправе установить плату только за содержание и ремонт внутридомового газового оборудования, как общего имущества собственников помещений.
Минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования установлен в Приложении к Правилам пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее - Минимальный перечень).
Согласно пунктам 1, 2, 5 Минимального перечня работы "Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования", "Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию", "Проверка герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание)" производятся, в том числе, в отношении внутриквартирного газового оборудования.
Таким образам, исходя из системной нормативной связи подпунктов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 пункта 4 Приложения № 5 и пунктов 88, 89, 91.1 раздела XVII "Внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование" Приложения № 1 к постановлению администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п, в состав платы за содержание и ремонт внутридомового газового оборудования включена плата за выполнение работ по обслуживанию внутриквартирного газового оборудования.
Таким образом, орган местного самоуправления в той части, в которой предусмотрел в перечне работ по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах (Приложение № 1) работы по обслуживанию внутриквартирного газового оборудования и включил их оплату в размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения для населения (Приложение № 5), превысил свою компетенцию, определенную жилищным законодательством.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом.
Установлено, что 06.08.2014 г. прокурор г. Копейска направил протест Главе Копейского городского округа на постановление администрации КГО от 24.12.2013 г. № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги", в котором требовал привести в соответствие указанное постановление действующему законодательству.
Однако до настоящего времени протест прокурора не удовлетворен органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах заявление прокурора г. Копейска подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя администрации КГО о том, что подготовлен проект постановления о внесении изменений в постановление от 24.12.2013 г. № 4246-п не влечет отказа в удовлетворении заявления прокурора, поскольку оспариваемое постановление на момент рассмотрения спора является действующим, не отменено, не изменено, выявленные противоречия действующему законодательству не устранены.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора г. Копейска Челябинской области удовлетворить.
Признать не соответствующими федеральному законодательству и недействующими со времени вступления решения суда в законную силу пункты 6, 7, 8, 9 постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" в редакции постановлений администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27.05.2014 № 1582-п, от 14.10.2014 № 3474-п.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со времени вступления решения суда в законную силу пункты 88, 89, 91.1 раздела XVII "Внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование" Приложения № 1, подпункты 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 пункта 4 "Плата за техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", пункт 10 "Плата за техническое обслуживание ОДПУ" Приложения № 5 к постановлению администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" в редакции постановлений администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27.05.2014 № 1582-п, от 14.10.2014 № 3474-п.
Возложить на администрацию Копейского городского округа Челябинской области обязанность в течение 10 дней по вступлению решения в законную силу опубликовать его в газете "Копейский рабочий".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Копейский городской суд.

Председательствующий:
М.И.ГОНЧАРОВА


------------------------------------------------------------------