По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22.07.2014 по делу N 11-7677/2014 <Иск о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с санитарно-техническими нормами за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворен правомерно, поскольку суд пришел к выводу о том, что заявитель имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма>



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. по делу № 11-7677/2014

Судья Десятова Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Терехиной Н.В., Чаус И.А.,
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 19 мая 2014 года по иску прокурора города Копейска Челябинской области в интересах З. к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя администрации Копейского городского округа Челябинской области Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Соколовой Н.Ф., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

прокурор города Копейска Челябинской области обратился в суд с иском в интересах З. к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с санитарно-техническими нормами общей площадью не менее 18 кв. м в черте Копейского городского округа, за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета Челябинской области.
В обоснование заявленных требований указано, что З. <...> является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы города Копейска Челябинской области № 1 от 08.01.2004 З. был определен в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, за ним закреплено жилое помещение по адресу Челябинская область, г. Копейск, ***. Заключением межведомственной комиссии от 28.10.2008 жилой дом по адресу <...> признан непригодным для проживания. Распоряжением главы администрации Копейского городского округа Челябинской области от 05.03.2010 № 230-р З. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 31 января 2014 года З. закончил обучение в ГБОУ СПО "Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Я.", жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Фуфачева А.А., З. на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Челябинской области М. иск не признала.
Представители Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Управления социальной защиты населения администрации Копейского городского округа Челябинской области в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение, которым удовлетворил исковые требования прокурора города Копейска в интересах Закирова Р.М. к администрации Копейского городского округа Челябинской области, обязав предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе администрация Копейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют сведения об обращении З. с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку-сироте. Решение о предоставлении жилых помещений названной категории граждан принимается органом местного самоуправления исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем предоставление жилого помещения З. будет нарушать права и законные интересы других граждан указанной категории, включенных в список ранее З., доказательств преимущественного права З. на получение жилого помещения не представлено. Финансирование расходов на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год, в связи с чем администрация Копейского городского округа не имеет возможности обеспечить З. жилым помещением без дополнительного финансирования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции З., представители Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Управления социальной защиты населения администрации Копейского городского округа не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что З. *** года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать З.Н.В. умерла *** года, отец З.М.Р. умер *** года (л.д. 11, 14, 15).
Постановлением Главы города Копейска Челябинской области от 08.01.2004 № 1 З. был определен в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение; за ним закреплено жилье по адресу г. Копейск, *** (л.д. 16); с 01.09.2012 по 31.01.2014 обучался в ГБОУ СПО "Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Я." (л.д. 19, 62).
З. жилых помещений в собственности не имеет (л.д. 21, 61, 81); зарегистрирован по адресу <...> в квартире общей площадью 29,1 кв. м; совместно с ним по данному адресу зарегистрированы Т.И.А., Т.Н.Ю. *** года рождения, Т.В.Ю. *** года рождения, Т.А.Ю. *** года рождения (л.д. 64, 65).
Заключением межведомственной комиссии от 28 октября 2008 года жилой дом <...> был признан не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодным для проживания (л.д. 17, 54); заключением межведомственной комиссии от 10 декабря 2012 года № 114 названный дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 101 - 103).
Распоряжением главы Копейского городского округа Челябинской области от 05.03.2010 № 230-р З. *** года рождения был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 18, 57).
З. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения по Копейскому городскому округу Челябинской области, учетный номер 85 (л.д. 72 - 74).
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 1, 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 № 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года № 447-ЗО).
В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 № 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (ст. 6 Закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что З. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Копейскому городскому округу, завершил обучение в образовательном учреждении профессионального образования, жилое помещение ему не предоставлено, и пришел к выводу о том, что он имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а обязанность по предоставлению жилого помещения З. должна быть возложена на администрацию Копейского городского округа Челябинской области за счет средств субвенций из бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы администрации Копейского городского округа Челябинской области об отсутствии в материалах дела сведений об обращении З. с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку-сироте, опровергаются копией заявления З. на имя Главы Копейского городского округа от 16.02.2010 о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 46).
Доводы апелляционной жалобы администрации Копейского городского округа Челябинской области о предоставлении жилых помещений названной категории граждан в порядке, утвержденном постановлением Правительства Челябинской области, исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем предоставление жилого помещения З. будет нарушать права и законные интересы других лиц указанной категории, включенных в список ранее З., а также на недостаточность финансирования расходов на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий, перечисленных в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года.
Нарушение данного права в силу ст. 3 ГПК РФ является основанием для обращения в суд.
Поскольку З. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет и завершил обучение в образовательном учреждении профессионального образования, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, исковые требования прокурора в его интересах удовлетворены обоснованно.
При этом гарантированное законом право З. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ранее З.
Отсутствие финансирования или недостаточный объем финансирования не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению З. жилым помещением.
Вместе с тем указание в мотивировочной части решения суда на то, что З. относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, не основано на нормах действующего законодательства.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Челябинской области от 25.10.2007 № 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" не содержат указания на предоставление жилых помещений названной категории граждан вне очереди либо в течение определенного срока.
Допущенная в тексте решения суда ошибка не является основанием для его отмены либо изменения, поскольку не привела к принятию неправильного решения - резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит вывода о необходимости предоставления З. жилого помещения вне очереди.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Копейского городского суда Челябинской области от 19 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий:
Е.А.ЩЕРБАКОВА

Судьи:
Н.В.ТЕРЕХИНА
И.А.ЧАУС


------------------------------------------------------------------