По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 22.07.2014 N 4348 "Об утверждении положения о межведомственном взаимодействии по выявлению и профилактике семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями "группы риска" в Сосновском муниципальном районе"



АДМИНИСТРАЦИЯ СОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. № 4348

Об утверждении положения о межведомственном взаимодействии
по выявлению и профилактике семейного неблагополучия,
организации работы с семьями, находящимися
в социально опасном положении, семьями "группы риска"
в Сосновском муниципальном районе

В целях реализации соглашения Правительства Челябинской области от 18.12.2013 о межведомственном взаимодействии по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями "группы риска" и осуществления координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003, Уставом Сосновского муниципального района Челябинской области, администрация Сосновского муниципального района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить положение о межведомственном взаимодействии по выявлению и профилактике семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями "группы риска" (Приложение).

2. Организационно-контрольному управлению администрации района (О.В. Осипова) обеспечить опубликование настоящего постановления и размещение его на официальном сайте администрации Сосновского муниципального района в сети "Интернет".

3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (по социальным вопросам) Л.А. Ефимову.

Глава Сосновского
муниципального района
Челябинской области
В.П.КОТОВ





Приложение
к постановлению
администрации
Сосновского
муниципального района
Челябинской области
от 22 июля 2014 г. № 4348

Положение
о межведомственном взаимодействии по выявлению
и профилактике семейного неблагополучия, организации работы
с семьями, находящимися в социально опасном положении,
семьями "группы риска"

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Положение о межведомственном взаимодействии по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями "группы риска" (далее - Соглашение) разработано на основании Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 125-ЗО "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области", во исполнение постановления заседания межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области от 02.02.2012 и во исполнение решения заседания межведомственной комиссии по профилактике преступлений и правонарушений в Челябинской области от 16.12.2011 № 4.
В рамках данного Положения определены порядок, срок и организация работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и семей и детей "группы риска", работе с семьями по профилактике семейного неблагополучия.
Определены следующие понятия:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям его воспитания или содержания, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
педагогическая компетентность родителей (законных представителей) - включает определенный уровень осознаваемых теоретических и эмпирических (житейских) педагогических знаний об особенностях развития и воспитания ребенка и способах взаимодействия с ним;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, педагогических и иных мер, направленных на выявление, устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения;
семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, где родители (законные представители) несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
семья "группы риска" - семья, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств, а также категории населения, которые более других склонны к совершению правонарушений;
трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Выделены субъекты взаимодействия:
1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Сосновского муниципального района Челябинской области;
2. Учреждения здравоохранения: центральная районная больница, ФАПы;
3. Управление образования Сосновского муниципального района: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования; учреждения начального и среднего профессионального образования (Филиал ГБОУ СПО (ССУЗ) Аргаяшский аграрный техникум);
4. Органы внутренних дел: Отдел участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области, патрульно-постовая служба;
5. Органы и учреждения социальной защиты населения:
- Управление социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района; Комплексный центр социального обслуживания населения, приют для детей и подростков, Есаульская специальная школа-интернат для детей-сирот детей и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии;
6. Центр занятости населения Сосновского муниципального района Челябинской области;
7. Отдел Культуры администрации Сосновского муниципального района;
8. Отдел по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Сосновского муниципального района.
Определены единые критерии отнесения семей к "группе риска" при организации межведомственного взаимодействия:
социально-экономические: низкий материальный уровень жизни семьи;
социально-педагогические: родители, не достигшие совершеннолетия; полная педагогическая некомпетентность родителей;
социально-психологические: неполные семьи, в которых два и более детей, склонных к правонарушениям; наличие в семье детей со склонностью к суициду; наличие в семье несовершеннолетних с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации; семьи, в которых есть дети, состоящие на учете в органах МВД; наличие в семье осужденных членов семьи, в том числе с отсрочкой исполнения наказания, отбывающих наказание, либо освободившихся из мест лишения свободы;
медико-социальные: наличие членов семьи с социально значимыми заболеваниями; наличие членов семьи с алкогольной, наркотической зависимостью; проявление пренебрежения к санитарно-гигиеническими нормами и требованиями.
Критерии отнесения семей к находящимся в социально опасном положении:
социально-экономические: неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию, жизнеобеспечению, регулярному питанию, защите прав детей, обеспечению одеждой, безработица родителей;
социально-психологические: безнадзорность несовершеннолетних; наличие в семье несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам, бродяжничеству;
медико-социальные: наличие в семье родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией; проживание несовершеннолетних в антисанитарных условиях; отсутствие необходимых условий жизнеобеспечения ребенка;
криминогенные: проявление случаев жестокого обращения, насилия, проявление факторов вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, ведение антиобщественного, аморального и паразитического образа жизни.
Организация учета целевых групп.
Органы и учреждения системы профилактики ежеквартально предоставляют сведения о вновь выявленных семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, и семьях "группы риска" в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Сосновского муниципального района Челябинской области (приложение 1).
Принципы работы субъектов профилактики с семьей, находящейся в социально опасном положении, и семьей "группы риска".
Основными принципами работы органов и учреждений системы профилактики являются взаимодействие, адресность, доступность, законность, комплексность.
Принцип взаимодействия лежит в основе работы органов и учреждений системы профилактики с неблагополучной семьей, определяет порядок формирования отношений между ними, который не позволяет отклоняться от заданных целей, формирует заинтересованность в конечных результатах работы - снижение роста количества неблагополучных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и снижение уровня социального сиротства.
Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей.
Принцип доступности предполагает широкое и регулярное информирование родителей в вопросах воспитания и образования детей, разъяснения необходимости и важности надлежащего исполнения родительских обязанностей, повышения психолого-педагогической компетентности родителей, с целью профилактики семейного неблагополучия, снижения уровня безнадзорности и социального сиротства, формирования образа успешного родителя, повышения авторитета семьи в обществе.
Принцип законности предусматривает соблюдение законов и соответствующих им иных правовых актов в работе с семьей.
Принцип комплексности предполагает реализацию комплексного подхода в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями "группы риска", воздействие на них органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом всех аспектов: экономических, социальных, духовных, психологических.

Раздел 2. ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ СЕМЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ,
И СЕМЕЙ "ГРУППЫ РИСКА"

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних несут ответственность за своевременность выявления и постановки на учет семей, находящихся в социально опасном положении, и семей "группы риска". Выявляют данные семьи:
Органы внутренних дел - в ходе проведения профилактических мероприятий, патрулирования улиц, приема граждан на опорных пунктах правопорядка и в подразделениях по делам несовершеннолетних;
Управление социальной защиты населения - при обращении граждан за оказанием различных видов социальной помощи, назначением различных видов пособий, при обращении граждан и заинтересованных лиц с информацией о нарушении прав и свобод детей;
Учреждения социального обслуживания населения - при личном обращении граждан, в результате телефонных обращений, в том числе и по телефону доверия (с согласия клиента), при поступлении ребенка в учреждение социального обслуживания, на основе информации от заинтересованных граждан;
МБУЗ Сосновская ЦРБ, ФАПы - при обращении граждан за оказанием помощи; при обращении заинтересованных лиц с информацией о нарушении прав и свобод детей; при обращении женщины фертильного возраста, находящейся в трудной жизненной ситуации, при проведении дородового патронажа беременной женщины (в том числе несовершеннолетней беременной), по результатам диспансеризации детского населения, при посещении детей на дому, на приемах в поликлинике, при длительном непосещении ребенком лечебного учреждения (в зависимости от возраста и установленных сроков наблюдения), при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью;
Управление образования - при обращении граждан и заинтересованных лиц с информацией о нарушении прав и свобод детей;
Учреждения образования - в рамках образовательного и воспитательного процессов, при наличии у ребенка признаков физического насилия, жестокого обращения, наличия информации о попытке суицида или суицидального намерения;
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - при обращении граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних, при рассмотрении материалов об административных правонарушениях на заседаниях комиссии.
При выявлении семей "группы риска", семей, находящихся в социально опасном положении, органы и учреждения системы профилактики в трехдневный срок направляют информацию о данной семье в отделение помощи семье и детям муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Сосновского муниципального района" (далее МУ КЦСОН) по установленной форме (приложение 2).
Ответственный специалист МУ КЦСОН регистрирует поступившую информацию в журнале первичного учета по установленной форме (приложение 3).
После получения информации специалисты органов и учреждений системы профилактики совместно проводят обследование жилищно-бытовых и медико-социальных условий жизни семьи и детей. Дата проведения обследования согласовывается управлением социальной защиты населения с управлением внутренних дел, администрацией образовательного учреждения и медицинским работником учреждения здравоохранения.
Обследование проводится не позднее трех дней со дня получения информации (в случаях угрозы жизни и здоровья ребенка - незамедлительно).
В случае невозможности оперативного осуществления данных полномочий в отдаленных сельских поселениях Сосновского района (период распутицы, отсутствие технических возможностей) мероприятия по обследованию осуществляют специалист по социальной работе, фельдшер, участковый полиции, обслуживающий население соответствующего населенного пункта (сельская администрация).
По итогам обследования на месте составляется акт (приложение 4).
Результаты каждого обследования семьи обсуждаются на заседании образованной комиссии по работе с семьями, имеющими детей при администрации Сосновского муниципального района, для организации межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия с последующим принятием решения о постановке семьи на учет и составлении индивидуальной программы реабилитации семьи.
Комиссия по работе с семьями, имеющими детей, образовывается при администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее по тексту - комиссия). Состав комиссии утверждается Постановлением Администрации Сосновского муниципального района, в которую входят представители: отдела "Комиссия по работе с несовершеннолетними и защите их прав", подразделения по делам несовершеннолетних, Управления образования, Управления социальной защиты населения, МУ КЦСОН, МБУЗ Сосновская ЦРБ, органа опеки.
Целью деятельности комиссии являются межведомственный и всесторонний анализ причин проблемной ситуации в семье и выявление ее ресурсов.
Главными задачами деятельности комиссии являются распределение ответственности между участниками реализации комплексной программы реабилитации семьи, координация усилий служб системы профилактики по решению проблем семьи, реализация межведомственного взаимодействия к реабилитационному процессу.
По итогам заседания в протоколе отражается одно из решений:
А) сведения не подтвердились - не ставить семью на учет;
Б) сведения указывают на то, что семья относится к категории семей "группы риска";
В) сведения указывают на то, что семья относится к категории семей, находящихся в социально опасном положении.
Протоколы составляются и хранятся в отделе "Комиссия по работе с несовершеннолетними и защите их прав".
По пунктам Б, В оформляется Постановление комиссии о постановке на учет в категории семей "группы риска" или семей, находящихся в социально опасном положении. Данные постановления (в течение 10 дней) направляются в учреждения системы профилактики, участвующие в индивидуально-профилактической работе с семьей.
Постановления хранятся в материалах заседаний комиссии в отделе "Комиссия по работе с несовершеннолетними и защите их прав".
В случае выявления факта нахождения несовершеннолетних в семье в условиях, опасных для их жизни и здоровья, органами опеки и попечительства производится отобрание ребенка и помещение его в медицинское или специализированное учреждение в строгом соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации.

Раздел 3. ПОРЯДОК УЧЕТА СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ "ГРУППЫ РИСКА",
СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Учет семей, находящихся в социально опасном положении семей "группы риска" ведется в отделении помощи семье и детям МУ КЦСОН Сосновского муниципального района Челябинской области.
Специалистом МУ КЦСОН в течение 10 дней формируется личное дело семьи, которое дополняется информацией, поступившей от учреждений образования, здравоохранения, управлений внутренних дел, иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Раздел 4. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

После постановки семьи на учет специалистом МУ КЦСОН формируется социальный паспорт семьи (личное дело) и составляется индивидуальная программа реабилитации в соответствии с положениями государственного стандарта предоставления консультативной помощи в отделениях помощи семье и детям организаций системы социального обслуживания Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2012 № 224-П.
Учет и хранение программ реабилитации осуществляет отделение помощи семье и детям МУ КЦСОН. Информация об индивидуальных программах реабилитации подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем его конфиденциальность.
Образовательные учреждения в течение десяти дней после получения решения комиссии о постановке семьи на учет предоставляют в МУ КЦСОН характеристику на каждого ребенка (характеристика содержит данные о познавательной сфере, эмоционально-волевой сфере, особенностях личности, специфике детско-родительских отношений, рекомендации педагога-психолога), а также предложения для включения в перечень рекомендуемых реабилитационных мероприятий.
Органы здравоохранения в течение десяти дней после получения решения комиссии о постановке семьи на учет предоставляют в МУ КЦСОН на каждого ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении, и семьи "группы риска" эпикриз, информацию об особенностях развития в раннем возрасте, данные о диспансерном учете, перенесенных операциях, уровне развития, группе здоровья, а также необходимых видах реабилитационных мероприятий и предложения по формам оздоровления ребенка, рекомендуемых реабилитационных мероприятиях для включения в индивидуальную программу реабилитации.
Органы внутренних дел в течение десяти дней после получения решения комиссии о постановке семьи на учет предоставляют в МУ КЦСОН перечень рекомендуемых реабилитационных мероприятий для включения в индивидуальную программу реабилитации, а также имеющуюся информацию о членах семьи и несовершеннолетнем (правонарушения, учетность, особенности личности).
На основании вышеуказанных сведений МУ КЦСОН составляется проект программы индивидуальной профилактической реабилитации, в которую включаются мероприятия по социально-бытовому консультированию, социально-педагогической, социально-психологической, социально-медицинской и социально-правовой помощи, культурно-досуговым мероприятиям, осуществлению патронажа, контроля за выполнением рекомендаций программы других органов и учреждений.
Проект программы индивидуальной профилактической реабилитации рассматривается на заседании комиссии и утверждается председателем комиссии. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
В течение 10 дней после утверждения копии программы реабилитации семьи МУ КЦСОН направляет во все учреждения системы профилактики, участвующие в реализации программы.
При необходимости трудоустройства родителей и временного трудоустройства детей (в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации) МУ КЦСОН направляет информацию о них в Центр занятости для обеспечения трудоустройства, а также и другие учреждения системы профилактики, если их работа будет способствовать эффективной реабилитации семьи.
Реализация утвержденных мероприятий индивидуально-профилактической работы с семьей является обязательной для всех субъектов системы профилактики.
Индивидуальная программа реабилитации реализуется учреждениями системы профилактики до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, антиобщественным действиям, безнадзорности, достижения детьми 18-летнего возраста, смерти членов семьи, лишения родителей родительских прав.
Анализ результативности проводимой работы с конкретной семьей осуществляется в плановом порядке через 3, 6, 9 и т.д. месяцев после первого рассмотрения на комиссии и внеплановом порядке в случае обострения ситуации в семье. Данные фиксируются в индивидуальной программе реабилитации семьи.
По завершении выполнения плана мероприятий по реализации программы все исполнители предоставляют письменное заключение об эффективности проведенной работы, которое направляется в МУ КЦСОН.
Специалисты данного учреждения ежеквартально запрашивают информацию о выполнении, в течение десяти дней после получения письменных заключений об эффективности проведенной работы готовят общее заключение по каждой семье и выносят вопрос об эффективности реабилитации на рассмотрение комиссии.
При признании программы реабилитации неэффективной проводится комплекс дополнительных мероприятий по реабилитации семьи, утверждаемый комиссией.
В случае переезда семьи из Сосновского района, сведения о данной семье в течение трех дней после поступления соответствующей информации направляются по месту учета в Управление социальной защиты населения муниципального образования области по новому месту жительства.
При принятии решения о необходимости лишения, ограничения в родительских правах в органы опеки и попечительства направляются заверенные копии документов по реализации индивидуальной программы реабилитации и проведения профилактической работы с семьей учреждениями системы профилактики для приобщения к исковому заявлению.

Заместитель Главы
Сосновского
муниципального района
Челябинской области
Л.А.ЕФИМОВА





Приложение 1
к Положению

Форма
ежеквартального обмена информацией о семьях,
состоящих на учете в органах и учреждениях
системы профилактики

N
Сведения о родителях (Ф.И.О., г.р.)
Домашний адрес
Сведения о несовершеннолетних детях (Ф.И.О., дата рождения, занятость ребенка)
Дата постановки на учет
Причины постановки семьи на учет
Рекомендации, данные семье на текущий квартал, отметка об их исполнении, а также контроле со стороны специалистов, осуществляющих патронаж, вывод об эффективности использования форм в работе с данной семьей в течение квартала, периода
1
2
3
4
5
6
7












Приложение 2
к Положению

от _______ № ________

Начальнику УСЗН
Председателю КДНиЗП

Сообщение о выявлении семьи (ребенка)

В ходе ____________________________________________________________________
(указать обстоятельства выявления семьи, ребенка)
выявлена семья ____________________________________________________________
проживающие по адресу: ____________________________________________________
в которой воспитывается(ются) несовершеннолетний(ие) ______________________
Учитывая, что _____________________________________________________________
считаем необходимым организовать проведение обследования семьи.





Приложение 3
к Положению

Журнал
первичного учета семей

№ п/п
Дата поступления информации
Источник поступления информации
Ф.И.О. родителей
Адрес проживания
Ф.И.О., год рождения несовершеннолетнего (их)
Признаки неблагополучия
Решение Комиссии





































Приложение 4
к Положению

Акт
первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи
_______________________________________
от _____________ 20__ года

Комиссия в составе: _______________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
провела обследование условий семьи ________________________________________
и установила следующее.
Адрес, телефон: ___________________________________________________________
Ф.И.О., год рождения:
отца ______________________________________________________________________
матери ____________________________________________________________________
Место работы, профессия, род занятий:
отца ______________________________________________________________________
матери ____________________________________________________________________
Сведения о детях (Ф.И.О., год рождения, посещаемое образовательное
учреждение):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Состояние здоровья членов семьи (состоят ли на учете в диспансерах, имеют
ли хронические заболевания, инвалидность и т.п.): _________________________
___________________________________________________________________________
Квартира (частный дом) имеет жилую площадь: _______________________________
___________________________________________________________________________
(Далее отмечается санитарное состояние комнат,
наличие условий для проживания, питания, обучения детей,
наличие подсобного хозяйства, огорода, сада)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Признаки нахождения семьи в социально опасном положении:
Заключение: (излагаются членами комиссии предложения по работе с семьей)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Подписи членов комиссии:
__________________________________ ________________________________
__________________________________ ________________________________


------------------------------------------------------------------