По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2014 по делу N А76-8429/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. по делу № А76-8429/2014

Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2014 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего И.В. Мрез, судей Д.А. Бастена, Е.В. Белякович, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Бакировой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский литейный завод-Металлпласт", г. Златоуст к Правительству Челябинской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в части, о признании недействующим нормативного правового акта в части
от заявителя: Шакирова Д.В. - представителя по доверенности от 15.04.2014, личность установлена паспортом;
от ответчиков:
1. не явился, извещен;
2. Шуплецовой Е.Г. - представителя по доверенности № 152 от 15.05.2014, личность установлена паспортом.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Златоустовский литейный завод-Метапласт", г. Златоуст (далее: заявитель, ООО "ЗЛЗ-Металлпласт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Правительству Челябинской области (далее - Правительство) о признании недействующим постановления от 17 августа 2011 года № 284-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 отраженного в приложении к постановлению в строке с порядковым номером 1059 в размере 29 243 748,50 рубля и внесении в него правильной кадастровой стоимости в размере 11 831 000 рублей, а также к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 в размере 29 243 748,50 рубля и внесении в нее правильной кадастровой стоимости в размере 11 831 000 рублей.
Представитель Правительства в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.
Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Кодексом гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Правительства, в порядке ст. 156 АПК РФ.
Представитель Заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении с учетом пояснений. В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое постановление, как и результаты оценки не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земли", Приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов". Заявитель пояснил, что нарушены его права в области налогообложения.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, просил отказать заявителю в их удовлетворении. В письменном отзыве, представленном в материалы дела (т. 1 л.д. 69 - 72), указал, что расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью связано с различием методов определения стоимости при проведении массовой оценки, а не с недостоверностью сведений о земельном участке.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Златоустовский литейный завод - Металлпласт" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1077404000178.
ООО "ЗЛЗ - Метапласт" является собственником земельного участка, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственной базы, площадью 42214 кв. м, кадастровый номер: 74:25:0300203:4 (т. 1 л.д. 27), что подтверждается свидетельством от 10.12.2009 74АВ605975.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области. Постановление опубликовано в газете "Южноуральская панорама", № 237, 29.09.2011 (спецвыпуск).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2013 по делу № А76-21480/2012 была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4, местоположение: Россия, Челябинская область, участок находится примерно на выезде в сторону г. Куса по направлению между ул. Кусинское шоссе и ж/д магистралью "Уфа - Челябинск" от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, г. Златоуст общей площадью 42214 кв. м, в размере его рыночной стоимости - 11 831 000 руб. по состоянию на 01.01.2010 (т. 1 л.д. 28 - 38). Указанное решение не было обжаловано, вступило в законную силу.
Заявитель, не согласившись с постановлением от 17 августа 2011 года № 284-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 отраженного в приложении к постановлению в строке с порядковым номером 1059 в размере 29 243 748,50 рубля, а также с результатами государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 в размере 29 243 748,50 рубля, обратился в суд с настоящими требованиями.
Как следует из текста заявления Общества, пояснений, Заявитель обратился в арбитражный суд с двумя требованиями:
- о признании недействующим постановления Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года № 284-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 отраженного в приложении к постановлению в строке с порядковым номером 1059 в размере 29 243 748,50 рубля и внесении в него правильной кадастровой стоимости в размере 11 831 000 рублей;
- о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 в размере 29 243 748,50 рубля и внесении в нее правильной кадастровой стоимости в размере 11 831 000 рублей.
При этом, требование о признании недействующим постановления Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года № 284-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 отраженного в приложении к постановлению в строке с порядковым номером 1059 в размере 29 243 748,50 рубля, подлежит рассмотрению по правилам Главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как требование о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 в размере 29 243 748,50 рубля, подлежит рассмотрению по правилам Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако, учитывая, что Заявителем приведены одни и те же основания для оспаривания как нормативного, так и ненормативного правового акта, суд полагает, что раздельное рассмотрение требований не будет соответствовать целям эффективного правосудия, в связи с чем, пришел к выводу о том, что оснований для выделения требований в отдельное производство не имеется. Каждое из указанных требований рассматривается судом в силу соответствующих процессуальных правил, установленных вышеназванными нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом, согласно ч. 2 названной статьи, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ч. 3 ст. 66 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земли (далее - Правила), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
При этом, как следует из содержания п. 2, 4 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно п. 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11 Правил).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, перечисленных в п. п. 1.2.1 - 1.2.17 Методических указаний.
Как установлено в п. 1.4 Методических указаний, определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, осуществляется в следующем порядке:
Формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов (п. 1.4.1.).
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (п. 1.4.2).
При этом, п. 2.1.1. Методических указаний установлено, что Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
2.1.2. Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.
В соответствии с п. 2.2.1. Методических указаний, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.10.2009 № 304 было утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Положение об Управлении Росреестра).
В соответствии с п. 7. Положения об Управлении Росреестра, Управление реализует, в том числе, полномочия по представлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7.1.20), а также, в силу п. 7.3.2. организует проведение государственной кадастровой оценки земель.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:25:0300203:4, принадлежащий Заявителю на праве собственности, вошел в Перечень объектов оценки и его кадастровая стоимость определена исполнителем работ на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН).
При этом, удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельного участка рассчитаны в ходе проведения оценочных работ и утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П. Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 29 243 748 руб. 50 коп.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом, основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из текста заявления, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной Управлением, недостоверны в части определения кадастровой стоимости принадлежащего заявителю на праве собственности, земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2013 по делу № А76-21480/2012 уже установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 равная его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 В размере 11 831 000 руб. 00 коп.
При рассмотрении настоящего спора, судом не было установлено, что имеет место недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Так, при проведении оценочных работ и расчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 была использована площадь 42 214 кв. м, земельный участок был отнесен к 9 группе согласно принятой для государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов группировке. В соответствии с Приложением № 2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 к 9 группе относятся земельные участки с разрешенным видом использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Учитывая разрешенный вид использования спорного земельного участка (для размещения производственной базы), установленный органом местного самоуправления, отнесение земельного участка именно к 9 группе является обоснованным и Заявителем не оспаривается.
При этом, Арбитражный суд Челябинской области по делу № А76-21480/2012, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, равном рыночной, исходил из установленной частью 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ возможности определения рыночной стоимости земельного участка, с учетом расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью.
Указанное, не свидетельствует об ошибочности кадастровой стоимости, на что указывает заявитель.
При этом, суд соглашается с доводом представителя Управления Росреестра о том, что указанное расхождение связано с различием в методах определения стоимости земельного участка при проведении массовой и индивидуальной оценки объектов, а не с недостоверностью сведений о земельном участке, использованных при определении кадастровой стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с чем, довод представителя заявителя о том, что в данном случае имеет место техническая ошибка, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства и противоречащий фактическим обстоятельствам дела.
При этом, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В соответствии позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта. Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
В связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной подлежит применению лишь к тем налоговым правоотношениям, которые возникли после вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, постановление Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года № 284-П "об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 отраженного в приложении к постановлению в строке с порядковым номером 1059 в размере 29 243 748,50 рубля, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земли", Приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
В удовлетворении заявленных требований, в указанной части, надлежит отказать.
Кроме того, не имеется оснований и для удовлетворения требования о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 в размере 29 243 748,50 рубля. В указанной части, в удовлетворении заявленных требований, также надлежит отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 195, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать постановление Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года № 284-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 отраженного в приложении к постановлению в строке с порядковым номером 1059 в размере 29 243 748,50 рубля, соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земли", Приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
В удовлетворении заявленных требований, в указанной части, отказать.
В удовлетворении требования о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:25:0300203:4 в размере 29 243 748,50 рубля, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства - в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в течение месяца со дня его вступления в законную силу, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федеральный арбитражный суд Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья:
И.В.МРЕЗ

Судьи:
Д.А.БАСТЕН
Е.В.БЕЛЯКОВИЧ


------------------------------------------------------------------